Во сне, как известно, даже мы, взрослые, проводим не меньше трети всей жизни. А маленькие дети – значительно больше. Давайте попробуем приподнять завесу над этим «темным», но важным процессом.
Немного терии
Вопреки представлениям большинства людей, сон является весьма сложным и активным состоянием организма. Мы рассмотрим некоторые аспекты физиологии нормального сна, важные для понимания его структуры и проблем, возникающих в этой сфере.
Фазы сна. Каждый человек в течение ночи пребывает в двух состояниях сна. Хотя сам спящий не сознает их смены, на электроэнцефалограмме она отчетливо видна. Быстрый сон (его еще называют REM сном – от английского «rapid eye movement», «быстрые движения глаз»). Дело в том, что в этой фазе сна закрытые глаза спящего двигаются. Если присмотреться, можно увидеть, как иногда под тонкими сомкнутыми веками спящего новорожденного «бегают» глазные яблоки. Другое название этого вида сна – активный сон. В это время артериальное давление повышается, дыхание и сердечный ритм могут стать неритмичными. Мышечный тонус понижается, тело совершает мелкие движения (подергивания рук, ног, мышц лица). Разбуженный в период быстрого сна человек сразу же переходит в состояние бодрствования. Именно быстрый сон связан со сновидениями, посещающими человека каждую ночь (хотя не всегда их можно вспомнить утром). Большая часть быстрого сна приходится на ранние утренние часы. У детей кратковременные пробуждения в конце быстрого сна считаются совершенно нормальным явлением. Малыш может заворочаться, как бы проверяя все ли в порядке, совершить те или иные действия – например, подтянуть одеяло повыше, а затем быстро заснуть. Если же вокруг ребенка за время сна что-то изменяется, то для того, чтобы он смог заснуть после такого кратковременного пробуждения, порой требуется воссоздать прежнюю обстановку. Здесь кроется одна из наиболее распространенных причин возникновения проблем, связанных со сном. Их можно избежать, если приучить ребенка засыпать в той обстановке, которую он застанет при кратковременном пробуждении в фазе быстрого сна.
Второй вид сна – так называемый мед ленный сон. Именно он обеспечивает человеку отдых. Во время медленного сна частота дыхания и сердечных сокращений остается постоянной. Мышцы расслаблены, спящий лежит неподвижно. Различают четыре стадии такого состояния – от сонливости (стадия I) до глубокого сна (стадия IV). Основная часть медленного сна приходится на первые несколько часов после засыпания. Медленный сон часто сопровождается так называемым гипнагогическим испугом. Это подергивание всего тела, возникающее на стадии погружения в глубокий сон, может быть настолько резким, что вызывает кратковременное пробуждение. Однако по-настоящему разбудить человека, пребывающего в глубоком сне, нелегко.
В конце периодов медленного сна у детей могут наблюдаться кратковременные пробуждения. Но выглядят они иначе, чем в фазе быстрого сна: ребенок садится на постели, открывает глаза, устремляет вперед невидящий взгляд, производит жевательные движения, вскрикивает или бормочет что-то неразборчивое, а потом снова ложится и засыпает. Такое поведение считается нормальным.
Структура сна. Периоды быстрого и медленного сна чередуются на протяжении всей ночи, образуя циклы. У новорожденных продолжительность цикла «быстрый сон – медленный сон» составляет около 50 минут, у подростков и взрослых – около полутора часов. Примерно к 3-6 месяцам структура сна у детей приближается к таковой у взрослых. Сначала они погружаются в медленный сон и обычно минут через 10 достигают его четвертой стадии – глубокого сна. Длится он от 40 минут до 1 часа, после чего следует краткое пробуждение – не более чем на насколько минут, а затем – период быстрого сна, продолжающийся от 5 до 20 минут. В последующие несколько часов ребенок попеременно погружается то в быстрый сон, то во вторую стадию медленного. У детей младшего возраста рано утром может наблюдаться дополнительный период пребывания в третьей или четвертой стадии медленного сна. Сновидения появляются преимущественно в ранние утренние часы. Структурные особенности сна можно распознать еще во внутриутробном периоде. Быстрый сон характерен для плода на шестом-седьмом месяце беременности. Медленный сон впервые появляется на седьмом-восьмом месяце, но не получает полного развития. Все четыре его стадии обычно становятся различимыми лишь у полугодовалого малыша.
Распорядок дня
Изменение режима дня в зависимости от возраста ребёнка.
После рождения основной задачей малыша будет приспособиться к жизни вне материнской утробы. В первые три месяца жизни ребенок спит по 16-17 часов в сутки, недоношенный – до 20 часов. Периоды сна и бодрствования распределены равномерно: обычно трехчасовой сон чередуется с часовым бодрствованием, что непосредственно связано с циклом кормления. Насытившись, младенец засыпает и просыпается вновь, только когда снова проголодается. После кормления малыш иногда непродолжительное время бодрствует. В таком возрасте он еще не может подолгу обходиться без сна. Приблизительно к полутора-двум месяцам у ребенка появляется один период продолжительной активности, приходящийся на дневные часы. Это идеальное время для игр с малышом. Стимуляция активности во время бодрствования усиливает контраст между пробуждением и сном и способствует закреплению режима дня. К трехмесячному возрасту режим начинает меняться. Родители замечают, что по утрам и в полдень ребенка всегда клонит в сон. Это означает появление распорядка дня с двумя-тремя периодами дневного сна, который, скорее всего, сохранится до 12-15 месяцев.
Режим ребенка 3-6 месяцев уже больше приспособлен к жизни семьи. Спит он около 14 часов в сутки: 9-10 часов ночью и 4-5 часов днем, приблизительно в одни и те же часы. Ночной сон обычно наступает в 7-9 часов вечера, утреннее пробуждение – между 6 и 8 часами. Больше половины детей этого возраста уже способны проспать ночью до 7 часов непрерывно.
Распорядок дня малыша 6-9 месяцев усложняется. Общее время сна в этом возрасте около 13-15 часов. Наиболее типичным можно считать следующее «расписание»: пробуждение в 6.30-7.00 утра, два дневных сна приблизительно по полтора часа и отбой в 19.30-20.00. До 80% малышей спят всю ночь. Связь между кормлениями и сном ослабевает; при достаточной стимуляции активности ребенок уже не засыпает сразу после еды. Этот возрастной период является благоприятным для формирования правильного «ритуала» отхода ко сну, который позволит в дальнейшем избежать многих проблем.
Ребенок 9-12 месяцев спит примерно по 14 часов в сутки: 12 часов ночью и два раза по часу в течение дня. Некоторые дети к году отказываются от первого дневного сна. Они либо подольше спят после обеда, либо, довольствуясь недолгим дневным сном, раньше ложатся вечером. Поразительная физическая активность, свойственная детям этого возраста, неизбежно сказывается на режиме сна. Малыш, который целыми днями учится ходить, нуждается в более продолжительном отдыхе. Некоторые дети даже в кроватке пробуют вставать и ходить. Они могут расплакаться ночью, встав и не зная, как снова лечь (в дневное время полезно будет поработать над эти навыком малыша).
В этом возрасте следует увеличить продолжительность ритуала отхода ко сну, который должен занимать теперь не менее 20 минут: нужно, чтобы ребенку хватало времени на то, чтобы успокоиться. В поведении вашего чада в этом возрасте может появиться новшество – нежелание укладываться спать. У ребенка впервые появляется физическая способность довольно долго пребывать в состоянии бодрствования. И малыш очень скоро научится пользоваться этой способностью в ситуациях, когда он нервничает, не хочет расставаться с людьми, к которым привязан, или же просто не хочет прекращать дневную активность.
Темперамент и режим.
Как известно, каждому из нас присущи свои личностные особенности, черты характера и темперамент. Естественно, все эти особенности весьма значительно сказываются на всех сторонах жизни, в том числе на режиме дня, продолжительности сна и бодрствования. Чаще всего при анализе темперамента детские психологи выделяют три основных типа детей – покладистые, трудные и медлительные дети.
У покладистого ребенка есть постоянный распорядок сна и бодрствования. Время и продолжительность как дневного, так и ночного сна остаются неизменными изо дня в день. Такому малышу не нужна посторонняя помощь, что- бы уснуть. Уложенный в свою кроватку, он постепенно погружается в сон. Покладистые дети подолгу и крепко спят, не плачут даже во время кратких пробуждений между стадиями сна. Трудные дети отличаются склонностью к негативному настроению и замыканию в себе, неупорядоченностью режима, интенсивностью реакций, высоким уровнем активности. Трудный ребенок не выказывает склонности к упорядочению сна и бодрствования. Для установления режима ему требуется помощь окружающих. Ему нужно больше времени, чтобы уснуть, но при наличии внешних стимулов этот переход совершается легче. Можно, например, запеленать малыша, поносить его на руках, укачать. Однако при этом нужно помнить, что, поскольку ребенок привыкает к подобной помощи, впоследствии ему потребуется больше времени, чтобы научиться засыпать самостоятельно. Трудный ребенок, по сравнению с покладистым, спит на 2 часа меньше ночью и на час – днем. У таких детей отмечается преобладание быстрого сна, в большей степени зависящего от внешних раздражителей. Поэтому у них чаще наблюдаются периоды пробуждения и беспокойства.
У детей с медлительным темпераментом обычно отмечается низкий уровень активности и склонность замыкаться в себе при возникновении непривычной ситуации. Они с трудом адаптируются к новой обстановке, и, конечно, во время адаптации им необходима дополнительная поддержка родителей (например, в период привыкания к новой кроватке). Хотелось бы подчеркнуть, что темперамент достается малышу от природы и не зависит от внимания к нему родителей. Это особенно полезно знать родителям, склонным к стрессам и угрызениям совести по поводу неадекватного, с их точки зрения, поведения ребенка.
Место для сна.
Место, где ребенок спит (комната или уголок в комнате, если нет возможности выделить ребенку отдельное помещение в квартире), должно стать его лучшим другом, любимым островком уюта и безопасности. Ни в коем случае нельзя превращать его в место «ссылки» (например, за непослушание или просто в связи с приходом гостей).
Кроватка – центральный и самый важный элемент детского «спального царства». Главное требование к кроватке – безопасность. Изготовлена она должна быть из экологически чистых материалов, лучше из натурального дерева. Расстояние между прутьями – не меньше 2,5 см и не больше 6 см (чтобы ребенок не проскользнул между ними и не задохнулся). Если кроватка окрашена, необходимо убедиться, что в краске отсутствуют соли свинца. Идеальной считается конструкция с опускающимся по мере роста ребенка матрасом; устанавливать его высоту следует так, чтобы верхний край кроватки находился на уровне плеч ребенка, стоящего на матрасе. Матрас должен плотно входить в каркас, не оставляя у боковых стенок зазоров и щелей, в которые могла бы попасть ручка или ножка ребенка. Матрасы бывают пружинные, набивные и поролоновые. Пружинные или набитые жестким ортопедическим материалом (например, кокосовой стружкой) стоят дороже, но и служат значительно дольше. Если вам приходится пользоваться поролоновым матрасом, его нужно не менее одного раза в месяц переворачивать, чтобы не образовывалось глубоких вмятин. Важно знать, что главное требование к матрасу – его ровная поверхность и необходимая жесткость: матрас призван обеспечить правильное формирование позвоночника и не должен перекрывать доступ воздуха. Еще раз хочется напомнить, что любые подушки, в том числе сложенные в несколько раз пеленки, недопустимы для ребенка до года-полутора. Оставляя в кроватке какие-либо предметы, необходимо всегда помнить об осторожности. Мягкие валики следует надежно привязывать к боковым стенкам. Убирать их надо сразу же, как только ребенок научится стоять, иначе он будет использовать их, чтобы выбраться из кроватки. То же касается и больших мягких игрушек. Всевозможные мелкие игрушки опасны тем, что могут застрять во рту младенца. Любые шнурки и тесемки тоже могут представлять опасность удушения. Пустышку ни в коем случае не следует вешать ребенку на шею (Для этой цели можно использовать специальные зажимы).
Поза.
Часто родители задаются вопросом, в каком положении должен спать ребенок. Многие ученые склонны считать наиболее подходящим для самых маленьких положение на спине, поскольку связывают многие случаи внезапной младенческой смерти со сном на животе. С другой стороны, во-первых, положение на спине может провоцировать срыгивание (особенно если ребенок к нему склонен), а во-вторых, срыгнув, ребенок, лежащий на спине, может подавиться. Возможно, оптимальной позой стоит считать положение на боку. (Зафиксировать ребенка в положении на боку можно с помощью специальных валиков.)
Не старайтесь оградить сон ребенка от всех внешних воздействий. Незачем ходить на цыпочках, отключать телефон или запрещать старшим детям играть поблизости. Не стоит также сильно затенять комнату, когда малыш спит днем. Новорожденный наделен врожденной способностью не реагировать на внешние раздражители, когда хочет спать. Но привычки в отношении сна формируются на удивление быстро, и ваш малыш может очень скоро привыкнуть спать только в «идеальных» условиях, что значительно усложнит существование семьи.
Неприрывный ночной сон
Родители ждут – не дождутся того времени, когда новорожденный сможет спать в течение всей ночи, не просыпаясь. Считается, что ребенок спит всю ночь, ели он не просыпается 5-6 часов подряд. Способность связать воедино несколько циклов сна в течение 5-6 часов зависит, в частности, от зрелости нервной системы. Фундаментальных изменений в структуре сна не происходит. Периоды тихого и активного сна чередуются так же, как и прежде. Ребенок про_ сто приобретает привычку справляться с короткими ночными пробуждениями без помощи родителей.
Физиологически ребенок не приспособлен выдерживать значительный (свыше 3-4 часов) промежуток между кормлениями, пока его вес не достигнет 5,5-6 кг. Большинство педиатров сходятся на необходимости дать малышу возможность самому отказаться от ночных кормлений. Здесь, по-видимому, следует различать две ситуации. Если ваш малыш, пусть даже и набрав положенный ему при его возрасте вес, продолжает охотно есть среди ночи, значит, почему-либо он еще не готов существовать без этого. Если же он просыпается лишь по привычке и засыпает, едва начав сосать, не съев обычного объема, скорее всего, речь идет о сформированном рефлексе, когда прикладывание к груди (или бутылочка) облегчает переход ко сну. Тогда, возможно, стоит попытаться перестроить его ассоциации и привычки, связанные со сном.
Дневной сон
Дневной сон – это чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Мы лишь кратко напомним, что большое значение для режима ребенка имеет и время, и продолжительность дневного сна. Слишком поздний или слишком долгий дневной сон способен значительно помешать вам, когда вы соберетесь укладывать свое чадо вечером.
Ритуал отхода ко сну
Сопротивление ребенка, вызванное нежеланием ложиться спать, можно преодолеть с помощью продуманного ритуала, позволяющего малышу смириться с необходимостью расставания с родителями. Когда ребенок подрастет, ритуал отхода ко сну становится идеальным образцом детской самостоятельности, ограниченной определенными условиями. Пусть родители решают, сколько книг можно прочесть ребенку перед сном, но зато выбор книг остается за малышом. Если предстоит прослушать одну запись, пусть он решает, какую именно. Благодаря ритуалу реализуется желание детей контролировать ситуацию. Как только последовательность ритуальных действий будет установлена, ребенок сможет предвкушать каждое из них. Важный фактор, определяющий ритуал, – уровень развития ребенка. По мере его роста ритуал соответствующим образом видоизменяется. Для младенца он не должен быть сложным. Во многих случаях он складывается естественным путем. Если к полугоду ритуал не определился сам собой, его следует создать. Он может включать успокаивающие действия –например, укачивание. Важными его компонентами могут также стать музыка, пение или чтение. После краткого переходного периода малыша, еще не успевшего заснуть, следует оставить там, где он должен провести всю ночь. Хорошим мостиком между сном и бодрствованием могут служить предметы, отправляющиеся вместе с ребенком в его кроватку. Для младенцев это могут быть даже предметы одежды матери или отца, сохраняющие родной запах (только необходимо помнить об осторожности!). Для детей постарше такую службу сослужат любимые игрушки.
Совместный сон с ребёнком
До сих пор в наших рассуждениях мы негласно подразумевали ситуацию, когда ребенок находится во время сна отдельно от взрослых. Вместе с тем, существует совершенно другое мнение относительно оптимальных для младенца условий сна: многие считают полезным и удобным брать ребенка в родительскую постель.
Для начала оговоримся, что решение о том, где будет спать ребенок, должно приниматься в первый год его жизни. Младенец с легкостью может приспособиться ко сну как в одиночестве, так и вместе с родителями, но как только привычка сформировалась, искоренить ее будет гораздо сложнее. Каким ни был ваш выбор, важно, чтобы он устраивал всех.
Приемущества совместного сна.
Сторонники совместного сна считают, что ребенок должен иметь доступ к родителям и днем, и ночью. При этом совместный сон помогает малышу чувствовать себя более счастливым и защищенным, воспринимается им как подтверждение заботы о нем со стороны мамы и папы. Если его нужно покормить или утешить, для этого не нужно идти в другую комнату, можно быстро успокоить малыша, не доводя дело до слез. Находясь всю ночь рядом с родителями, ребенок ощущает их тепло. Время отхода ко сну перестает пугать или раздражать его, поскольку не означает расставания с дорогими людьми. Известно, что малыши, спящие в одной постели с родителями, реже просыпаются и реже видят кошмарные сны. Существует даже предположение, что у родителей и детей, спящих вместе, циклы сна синхронизированы.
Аргументы против совместного сна.
Противники совместного сна считают, что он препятствует приобретению ребенком такого полезного навыка, как способность спать в одиночестве. По их мнению, дети, спящие вместе со взрослыми, вырастут более зависимыми, беспокойными и инфантильными. Еще один аргумент против – опасение, что при круглосуточном доступе к родителям малыши станут избалованными. Нельзя забывать о том, что взрослым необходимо хотя бы некоторое время побыть одним, чтобы запастись энергией на предстоящий день. Кроме того, многие озабочены влиянием совместного сна на спонтанность секса. Педиатры, помимо этого, отмечают опасность передачи различных инфекций малышам от родителей. Не следует сбрасывать со счетов и опасность попросту нечаянно придавить его во сне.
В отношении совместного сна можно предположить «компромиссные» решения. Например, родители могут брать детей к себе в постель лишь в некоторых случаях: рано утром или в выходные, если ребенку приснился страшный сон или когда он болен. Однако каким бы ни было ваше решение относительно совместного сна, важно осознавать мотивацию подобного выбора. Иногда родители позволяют малышу, часто просыпающемуся по ночам, спать вместе с ними исключительно от отчаяния. Им надоедает каждую ночь по несколько раз ходить из своей спальни в детскую, и совместный сон становится решением проблемы. Обычно дети хорошо спят в постели родителей, но сами взрослые часто испытывают при этом раздражение и недовольство. В подобной ситуации лучше решить проблему частых пробуждений ребенка, чем подменять ее другой.
В следующих статьях, мы расскажем Вам, про то, как подобрать имя ребенку и про кормление грудью, детское питание также.
Сайт для женщин Как забеременеть Как похудеть Форум для женщин Витамины