Первый месяц жизни ребенка выделяют особо, называя периодом новорожденности. Основная задача, стоящая перед родителями в этот период, – адаптация малютки к окружающему миру – весьма важная и очень ответственная, потому что в это время полностью меняется характер жизнеобеспечения ребенка. Акт рождения малютки связан с переходом на автономное легочное дыхание и с перестройкой кровообращения. Включается безусловный сосательный рефлекс, начинают работать пищеварительный тракт и выделительная система. Чем младше малыш, тем более он отличен не только от взрослого, но и от ребенка периода дошкольного детства: метаморфозы физического и эмоционального развития столь существенны, что педиатры-неонатологи и педагоги делят первый месяц жизни ребенка на три микропериода, которые условно можно разделить на первую, вторую и третью декады (десятидневки), различные по задачам сенсорного, эмоционального и социального развития. При этом следует отметить, что выделенные линии развития являются ведущими в младенческий период, а это значит, что они играют важную роль в формировании психики маленького человечка, начиная с первого месяца его жизни.
Что же представляет собой малыш периода новорожденности?
Прежде всего, обратим внимание на физиологические особенности: сердце новорожденного бьется намного быстрее — 135 — 140 ударов в минуту (у взрослого — 60—70); дыхание — 35 — 42 раза в минуту (у взрослого — 16 — 18); давление в сосудах — 85/45 мм ртутного столба (у взрослого — 120/801). Это норма, которая лишь доказывает, что дитя не является уменьшенной копией взрослого. И — что, пожалуй, главное — она подчеркивает, что обменные процессы в этот ранний период младенчества протекают с невиданной скоростью, обеспечивая интенсивность роста и развития малютки.
Не надо путать определение «доношенный» с понятием «физиологически зрелый». Ребенок может родиться доношенным (по срокам беременности), но при этом развитие функций его организма может не соответствовать возрасту ребенка. Первыми признаками физиологической зрелости малыша являются установление нормальной температуры тела (правда, пока только в прямой кишке), высокий тонус мышц-сгибателей (у незрелых детей отмечается пониженный мышечный тонус; ручки и ножки расслаблены); хорошо выражены хватательный рефлекс, подошвенный рефлекс, рефлекс ползания. Хватательный рефлекс проявляется, если вложить в руку младенца палец взрослого человека: кроха, которому от роду всего несколько дней, тут же цепко схватывает его. Если прикоснуться к подошве малыша, тут же разгибаются и сгибаются пальчики ног. Это подошвенный рефлекс, он тоже присущ физиологически зрелым детям. Чтобы проверить рефлекс ползания у новорожденного, ребенка кладут на живот, ручки поджимают под его грудку, и взрослый приставляет свою ладонь к его подошвам: малыш тут же оттолкнется и даже слегка сдвинется с места. Если кроху держать под мышки, он станет попеременно отталкиваться ножками и переступать — это рефлекс переступания. Эти рефлексы проверяет педиатр роддома, а также доктор, наблюдающий малыша после выписки из стационара. Дело в том, что на их основе в дальнейшем развиваются общие движения и действия руки, которые социальны по своим проявлениям. Считается, что ребенок — самое беспомощное существо из всех новорожденных на земле. Крик — единственная реакция, обращенная к взрослому, которая сигнализирует о неблагополучии в ощущениях малютки. Но уже на первом месяце жизни в крике ребенка начнут возникать интонации, позволяющие судить о различии его «обращений» (мокрые пеленки, голод, холод, потребность в общении и т.п.).
Что же помогает ребенку адаптироваться к окружающему миру? Безусловные рефлексы — пищевой (его не нужно учить сосать грудь матери); защитный (малыш отстраняется от неприятного объекта); ориентировочный (рефлекторно реагирует на малейшую новизну в окружающем мире); эмоциональные рефлекторные проявления и т.п.
Основными задачами воспитания и психофизического благополучия являются: гигиенический уход, правильное вскармливание; формирование суточного ритма: сон — ночью, бодрствование — днем (к концу 1-го месяца следует сформировать последовательность, четкое чередование сна и бодрствования в течение дня).
Сенсорное развитие — основа ознакомления с окружающим миром, потому что зрение, слух, осязание — это те «ворота», в которые входит информация извне. Это же и первостепенное условие развития (дозревания) мозга ребенка. Общение со взрослым — главная задача этого возраста.
Период новорожденности короток. Можно считать, что малыш успешно перешел в следующий период младенчества, если он научился сосредотачивать взгляд на предмете, следить за его перемещением, поворачивать голову и искать глазами игрушку по ее звучанию, прислушиваться к речи взрослого, замедляя свои движения. К концу 1-го месяца лежащий на животе малыш способен, напрягая шею, приподнять головку и некоторое время удерживать ее в таком положении.
Развитие и воспитание ребенка: 1-й месяц (период новорожденности)
1.Сенсорное воспитание
Задачи сенсорного воспитания
Возраст 10 дней :
1. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света.
2. Учить слежению за движущимся предметом, фиксированию взгляда на неподвижном предмете.
3. Побуждать реагировать на внезапно возникшие звуки (интонации человеческого голоса, простые мелодии, шумы).
4. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции на предмет, находящийся в поле зрения.
Возраст 20 дней :
1. Создавать ситуации, развивающие способность видеть объект (игрушку), определять его место в пространстве; удерживать в поле зрения неподвижный объект.
2. Развивать слуховое сосредоточение на звучащем предмете, находящемся вне поля зрения ребенка.
Возраст 30 дней :
1. Развивать плавное слежение за предметом при изменении траектории его движения (влево — вправо, вверх — вниз) и темпа (убыстренный—замедленный).
2. Способствовать развитию зрительно-слуховых условных связей между предметом и издаваемым им звуком.
Воспитательные действия взрослого (методика формирования и выявления навыка)
Возраст 10 дней :
Занятие 1
Материал. Яркие погремушки (шарики, колокольчики, фигурки и т.п.) величиной 6—8 см, по цвету однотонные (оранжевые, красные, желтые, ярко-зеленые, ярко-розовые), палочка-держатель длиной 40—50 см для закрепления и показа игрушки2.
Ход занятия. Лежащему на спине ребенку показывают игрушку на расстоянии 40 — 60 см, учат фиксировать взгляд. Перемещают игрушку влево—вправо (на 20 — 30 см), активизируя реакцию «следования» за предметом. При 3 — 4 повторениях взрослый сопровождает показ легким встряхиванием шарика или колокольчика (погремушки), т.е. к зрительному воздействию добавляет слуховое.
Занятие 2
Материал. Металлофон (выбрать один звук), бубен, колокольчик, погремушки (мелодичная и гремящая), султанчики из упругой, шуршащей бумаги и т.д.
Ход занятия. Сбоку слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25— 30 см не очень громко ударяют 2—3 раза в бубен (позванивают колокольчиком, хлопают в ладоши), вызывая двигательную реакцию на звук. После 3—4 повторений и возникновения реакции на звук надо показать предмет, издающий звук, в движении, чтобы вызвать у малыша реакцию слежения глазами. При первых предъявлениях предмета зрительные и слуховые воздействия разделяют. При повторных — если возникает ярко выраженная слуховая ориентировочная реакция, то осуществляется и показ предмета: зрительные и слуховые воздействия даются в комплексе.
Возраст 20 дней :
Занятие 1
Материал. Однотонная, озвученная погремушка или какая-либо другая игрушка яркого цвета, закрепленная для демонстрации с помощью палочки-держателя.
Ход занятия. Взрослый показывает ребенку яркую игрушку на расстоянии 50 — 60 см от его глаз, затем перемещает ее влево и вправо на 30 см. Вызвав сосредоточение на предмете, прекращает его перемещение, давая возможность до 5 —10 сек. фиксировать взгляд на неподвижном предмете.
Примечание: При повторных занятиях можно использовать не только объемные, но и плоскостные предметы, например плакетки, изготовленные из картона и цветной бумаги: оранжевый круг диаметром 12 см, в центр которого для облегчения зрительного сосредоточения приклеивается яркое «пятно» — синий кружок диаметром 5 см. Плакетки могут иметь форму квадрата, треугольника, звездочки с закругленными концами и т.п. Когда малыш научится фиксировать взгляд на неподвижном объекте, например на лице взрослого, можно использовать плакетки, на которых изображено лицо и даны мимические выражения: смеющееся, удивленное, спокойное.
Занятие 2
Материал. Погремушка или колокольчик.
Ход занятия. Взрослый вне поля зрения ребенка воспроизводит звук погремушки или колокольчика, стремясь вызвать слуховое сосредоточение в течение 15 — 20 сек., повторяет эту ситуацию. Затем показывает ребенку игрушку, издававшую звук. При появлении зрительного и слухового сосредоточения пытается вызвать фиксацию взгляда ребенка на неподвижном предмете.
Возраст 30 дней :
Занятие 1
Материал. Яркая однотонная погремушка размером 6 — 8 см судобной для показа ручкой; цветная образная игрушка размером около 10 см (птичка, поросенок, собачка и т.п.), которая с помощью ленточки длиной 15 — 20 см укрепляется на зажиме держателя или палочке, позволяющей демонстрировать игрушку и фиксировать внимание только на ней.
Примечание: Игрушка крепится так, чтобы в поле зрения малыша попадала наиболее выразительная, занимательная ее часть, например головка птички, мордочка поросенка и т.п.
Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Взрослый показывает игрушку, привлекает к ней внимание малыша: приближает и удаляет ее от глаз ребенка (на 50 — 70 см), отводит в стороны. Каждый раз он вызывает сосредоточение взгляда ребенка на игрушке.
Занятие 2
Материал. Яркая погремушка или колокольчик, издающие мелодичные, приятные звуки.
Ход занятия. Аналогичен предыдущему.
Примечание: При повторных занятиях, когда появится относительно устойчивая зрительная реакция (фиксация) на предмет и плавное его про-слеживание, в процессе демонстрации следует изменять не только траекторию, но и темп движения — несколько убыстряя, а затем замедляя его (взависимости от индивидуальных возможностей). При этом ребенок учится убыстрять или замедлять слежение.
Занятие 3
Материал. Мелодичная погремушка или колокольчик, барабанчик.
Ход занятия. Слева, затем справа на расстоянии 50 — 60 см взрослый должен позвенеть колокольчиком — вызвать слуховое сосредоточение, показать колокольчик, издающий звук. (Повторить 2 — 3 раза). Когда малыш перестанет реагировать на колокольчик, можно заменить его барабанчиком.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)
Возраст 10 дней :
1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет, перемещающийся на расстоянии 40—50 см влево, затем вправо (несколько раз).
2. Замирает при громком звуке: прекращает сосательные движения губами при возникновении звука с расстояния 25—40 см слева и справа.
Возраст 20 дней :
1. Сосредотачивает взгляд на лице говорящего взрослого.
2. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, например игрушку, расположенную на высоте 40— 50 см от глаз.
3. Замирает при звуках голосавзрослого, находящегося вне поля зрения малыша (до 20 сек.).
Возраст 30 дней :
1. Плавно прослеживает взором предмет (игрушку), не издающий звука, движущийся на расстоянии 50—70 см от глаз и перемещающийся влево и вправо. Ребенок не выпускает его из поля зрения.
2. Прислушивается к звучанию игрушки (10— 20 сек.), после прекращения звука замедляет движения, ищет его источник, как бы готовясь к повторному звуковому воздействию.
2. Эмоциональное и социальное воспитание (общение)
Задачи эмоционального и социального воспитания
Возраст 10 дней :
1. Побуждать к эмоциональным проявлениям, основываясь на безусловно-рефлекторных зрительных и слуховых ориентировочных реакциях.
Возраст 20 дней :
1. Способствовать эмоциональным контактам с ребенком, используя ситуации общения с малышом и ухода за ним, а также специальные занятия.
2. В процессе эмоциональных контактов обогащать ребенка эмоционально, демонстрируя всю палитру человеческих эмоций (радость — улыбка, огорчение — печаль и т.п.).
Возраст 30 дней :
1. В процессе бодрствования создавать эмоционально уравновешенное состояние, необходимое для индивидуальных проявлений ребенка в двигательных, голосовых, мимических реакциях и пр.
2. Обогащать эмоциональные проявления ребенка, стимулируя двусторонний контакт с малышом, постепенно переводя его от безусловно-рефлекторного реагирования к социальному взаимодействию со взрослым. К концу 1-го месяца жизни способствовать первой социальной улыбке.
Воспитательные воздействия взрослого
Возраст 10 дней :
Наблюдения за эмоциональными проявлениями, мимическими реакциями ребенка в момент кормления, перехода ко сну, пробуждения, атакже при непосредственных контактах со взрослым, в процессе показов и озвучивания игрушек.
Возраст 20 дней :
В момент эмоционального общения взрослый первый улыбается ребенку, побуждая к эмоциональному ответу всеми доступными для него средствами. Он эмоционально поддерживает все действия ребенка.
Возраст 30 дней :
Выведение ребенка на двусторонний эмоциональный контакт, давая ему возможность первому проявить свои чувства и эмоции при виде лица взрослого, при звуке его пения, речи. Взрослый склоняется над малышом, не опережая его эмоции.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)
Возраст 10 дней :
В момент возбуждения возникает множество сменяющихся мимических реакций (гримас), например сморщивание лба, сведение бровей, вытягивание и подтягивание губ и т.п. В момент расслабления и покоя, после кормления — спокойная, нейтральная эмоциональная реакция.
Яркая ориентировочная зрительная реакция «интереса» возникает при рассматривании лица склонившегося над ребенком взрослого.
Аналогично ребенок реагирует на плавно перемещающиеся игрушки.
Возраст 20 дней :
«Физиологическая» (рефлекторная) улыбка возникает на лице ребенка в момент насыщения при кормлении, засыпании у груди мамы (глаза у малыша закрыты).
На лице малыша в периоды бодрствования появляется выражение «интереса» (сосредоточение взора на лице мамы, ее глазах и линии лба).
Аналогичная эмоциональная реакция на яркую игрушку, перемещающуюся, а затем неподвижно зависающую над ребенком.
Возраст 30 дней :
В «ответ» на обращение взрослого и склонившееся над ребенком лицо, ребенок первый начинает улыбаться, демонстрируя свою первую социальную реакцию — улыбку. В начале социальная улыбка возникает на более знакомого взрослого, затем на любое улыбающееся лицо.
Социальная улыбка может возникать при взгляде на яркую игрушку или любой «понравившийся» предмет.
3.Подготовительный этап речевого развития
Задачи предречевого воспитания
Возраст 10 дней :
1. В процессе ухода за ребенком напевно (в несколько замедленном темпе) вести «диалог», говоря с ребенком и как бы отвечая за него. При этом строить короткие фразы, эмоционально обогащенные звукоподражаниями и интонациями.
Возраст 20 дней :
1. Формировать у ребенка эмоциональное отношение к говорящему с ним взрослому.
2. Наклонившись над ребенком, взрослый утрированно демонстрирует не только слова, короткие фразы, но и фонемы (звуки) родной речи.
Возраст 30 дней :
Побуждать малыша к речевым реакциям доступными для него средствами. К концу первого месяца эмоционально откликаться на речевую реакцию «гукания», возникающую у малыша.
Воспитательные воздействия взрослого
Возраст 10 дней :
Ситуация естественная: в процессе общения взрослого с ребенком в момент ухода за ним.
Возраст 20 дней :
Ситуация специальная: в процессе речевых занятий с ребенком с использованием речевых, шумовых, музыкальных и вокальных стимулов.
Возраст 30 дней :
Ситуация специальная: наклонившись над лежащим на спине ребенком, взрослый с расстояния 30 — 40 см отчетливо произносит слоги и короткие слова, используя речевые «наигрыши», пестушки и потешки — фольклорные произведения для маленьких.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)
Возраст 10 дней :
Ребенок приоритетно реагирует на речевые звуки, более эмоционально реагируя на речь. Выделяет звуки человеческого голоса из всех звуковых раздражителей.
Возраст 20 дней :
Ребенок как бы «ожидает» от взрослого речевого обращения, интонационных эффектов в процессе непосредственного контакта. Он эмоционально реагирует на речь взрослого (замирает или возбуждается).
Возраст 30 дней :
Сосредотачивает взгляд на лице взрослого, «отвечает» два-три раза отдельными гортанными звуками типа: «г-г-гы», «кх», «га», «гу» и т. д.
4.Моторное (двигательное) развитие
Задачи моторного развития
Возраст 10 дней :
На фоне зрительных и слуховых ориентировочных реакций создавать ситуации двигательной активности и расслабления (отдыха) ребенка в «ответ» на контакты со взрослым.
Возраст 20 дней :
Побуждать к сенсо — моторной активности на чувственной основе первых реакций на «новизну» в окружающем.
Возраст 30 дней :
Использовать познавательную потребность ребенка во внешних стимулах, поворачивая голову в сторону источника звука, света, яркого предмета.
Воспитательные воздействия взрослого
Возраст 10 дней :
Ситуация естественного контакта в процессе ухода за ребенком (купание, пеленание, и т.п.).К концу 10-го дня обратите внимание на формирование условной реакции «положение ребенка под грудью». Ребенка кладут в позу для кормления — и он открывает рот для приема пищи. При этом не требуется какая-либо дополнительная стимуляция со стороны взрослого.
Возраст 20 дней :
Ситуация естественного контакта в процессе общения с ребенком в моменты показа игрушки, звучащего предмета, разговора с малышом. В процессе подготовки к кормлению продолжать формировать первые условные реакции на «положение ребенка под грудью».
Возраст 30 дней :
Ситуация специальная, направленная на формирование умения удерживать головку: взрослый кладет ребенка на живот (но не после кормления), освобождая ему руки, побуждает малыша приподнять головку и удерживать ее до 5 сек. Затем малыша аккуратно поворачивают и укладывают на спинку, давая ему возможность отдохнуть и почувствовать смену положения тела.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)
Возраст 10 дней :
Ребенок владеет безусловно-рефлекторными двигательными реакциями (хватательный, переступательный и другие рефлексы). На 9—10-й день малыш обнаруживает первый натуральный условный рефлекс — открывает рот, оказавшись в положении «под грудью».
Возраст 20 дней :
Ребенок ярко демонстрирует первые условно-рефлекторные двигательные реакции: замирает и готов к приему пищи в позе «под грудью». В моменты показа игрушки способен к повороту головы влево—вправо в след за перемещением игрушки, а также при поиске источника звука. Обнаруживает более координированные движения глазиголовы (в положении лежа на спине).
Возраст 30 дней :
В положении лежа на животе пытается поднимать голову и удерживать ее до 5 сек.
В следующих статьях, мы расскажем Вам, про то, как подобрать имя ребенку и про кормление грудью, детское питание также.
Сайт для женщин Как забеременеть Как похудеть Форум для женщин Витамины