Главная  »  Рождение ребенка  »  Всё о развитии малыша

Всё о развитии малыша


Первый месяц жизни ребенка выделяют особо, называя периодом новорожденности. Основная задача, стоящая перед родителями в этот период, – адаптация малютки к окружающему миру – весьма важная и очень ответственная, потому что в это время полностью меняется характер жизнеобеспечения ребенка. Акт рождения малютки связан с переходом на автономное легочное дыхание и с перестройкой кровообращения. Включается безусловный сосательный рефлекс, начинают работать пищеварительный тракт и выделительная система. Чем младше малыш, тем более он отличен не только от взрослого, но и от ребенка периода дошкольного детства: метаморфозы физического и эмоционального развития столь существенны, что педиатры-неонатологи и педагоги делят первый месяц жизни ребенка на три микропериода, которые условно можно разделить на первую, вторую и третью декады (десятидневки), различные по задачам сенсорного, эмоционального и социального развития. При этом следует отметить, что выделенные линии развития являются ведущими в младенческий период, а это значит, что они играют важную роль в формировании психики маленького человечка, начиная с первого месяца его жизни.


Что же представляет собой малыш периода новорожденности?

Прежде всего, обратим внимание на физиологические особенности: сердце новорожденного бьется намного быстрее — 135 — 140 ударов в минуту (у взрослого — 60—70); дыхание —  35 — 42 раза в минуту (у взрослого  —  16 — 18); давление в сосудах — 85/45 мм ртутного столба (у взрослого — 120/801). Это норма, которая лишь доказывает, что дитя не является уменьшенной копией взрослого. И — что, пожалуй, главное  —  она подчеркивает, что обменные процессы в этот ранний период младенчества протекают с невиданной скоростью, обеспечивая интенсивность роста и развития малютки.
Не надо путать определение «доношенный» с понятием «физиологически зрелый». Ребенок может родиться доношенным (по срокам беременности), но при этом развитие функций его организма может не соответствовать возрасту ребенка. Первыми признаками физиологической зрелости малыша являются установление нормальной температуры тела (правда, пока только в прямой кишке), высокий тонус мышц-сгибателей (у незрелых детей отмечается пониженный мышечный тонус; ручки и ножки расслаблены); хорошо выражены хватательный рефлекс, подошвенный рефлекс, рефлекс ползания. Хватательный рефлекс проявляется, если вложить в руку младенца палец взрослого человека: кроха, которому от роду всего несколько дней, тут же цепко схватывает его. Если прикоснуться к подошве малыша, тут же разгибаются и сгибаются пальчики ног. Это подошвенный рефлекс, он тоже присущ физиологически зрелым детям. Чтобы проверить рефлекс ползания у новорожденного, ребенка кладут на живот, ручки поджимают под его грудку, и взрослый приставляет свою ладонь к его подошвам: малыш тут же оттолкнется и даже слегка сдвинется с места. Если кроху держать под мышки, он станет попеременно отталкиваться ножками и переступать —  это рефлекс переступания. Эти рефлексы проверяет педиатр роддома, а также доктор, наблюдающий малыша после выписки из стационара. Дело в том, что на их основе в дальнейшем развиваются общие движения и действия руки, которые социальны по своим проявлениям. Считается, что ребенок — самое беспомощное существо из всех новорожденных на земле. Крик —  единственная реакция, обращенная к взрослому, которая сигнализирует о неблагополучии в ощущениях малютки. Но уже на первом месяце жизни в крике ребенка начнут возникать интонации, позволяющие судить о различии его «обращений» (мокрые пеленки, голод, холод, потребность в общении и т.п.).
Что же помогает ребенку адаптироваться к окружающему миру? Безусловные рефлексы —  пищевой (его не нужно учить сосать грудь матери); защитный (малыш отстраняется от неприятного объекта); ориентировочный (рефлекторно реагирует на малейшую новизну в окружающем мире); эмоциональные рефлекторные проявления и т.п.


Основными задачами воспитания и психофизического благополучия являются: гигиенический уход, правильное вскармливание; формирование суточного ритма: сон —  ночью, бодрствование —  днем (к концу 1-го месяца следует сформировать последовательность, четкое чередование сна и бодрствования в течение дня).
Сенсорное развитие —  основа ознакомления с окружающим миром, потому что зрение, слух, осязание —  это те «ворота», в которые входит информация извне. Это же и первостепенное условие развития (дозревания) мозга ребенка. Общение со взрослым —  главная задача этого возраста.


Период новорожденности короток. Можно считать, что малыш успешно перешел в следующий период младенчества, если он научился сосредотачивать взгляд на предмете, следить за его перемещением, поворачивать голову и искать глазами игрушку по ее звучанию, прислушиваться к речи взрослого, замедляя свои движения. К концу 1-го месяца лежащий на животе малыш способен, напрягая шею, приподнять головку и некоторое время удерживать ее в таком положении.
Развитие и воспитание ребенка: 1-й месяц (период новорожденности)
1.Сенсорное воспитание
Задачи сенсорного воспитания

Возраст 10 дней :

   1. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света.
   2. Учить слежению за движущимся предметом, фиксированию взгляда на неподвижном предмете.
   3. Побуждать реагировать на внезапно возникшие звуки (интонации человеческого голоса, простые мелодии, шумы).
   4. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции на предмет, находящийся в поле зрения.

Возраст 20 дней :


   1. Создавать ситуации, развивающие способ­ность видеть объект (игрушку), определять его место в пространстве; удерживать в поле зрения неподвижный объект.
   2. Развивать слуховое сосредоточение на зву­чащем предмете, находящемся вне поля зре­ния ребенка.

Возраст 30 дней :


   1. Развивать плавное сле­жение за предметом при из­менении траектории его движения (влево — вправо, вверх — вниз) и темпа (убы­стренный—замедленный).
   2. Способствовать разви­тию  зрительно-слуховых условных  связей  между предметом и издаваемым им звуком.

Воспитательные действия взрослого (методика формирования и выявления навыка)

Возраст 10 дней :


Занятие 1

Материал. Яркие погремушки (шарики, коло­кольчики, фигурки и т.п.) величиной 6—8 см, по цвету однотонные (оранжевые, красные, жел­тые, ярко-зеленые, ярко-розовые), палочка-держатель длиной 40—50 см для закрепления и по­каза игрушки2.

Ход занятия. Лежащему на спине ребенку пока­зывают игрушку на расстоянии 40 — 60 см, учат фиксировать взгляд. Перемещают игрушку вле­во—вправо (на 20 — 30 см), активизируя реакцию «следования» за предметом. При 3 — 4 повторениях взрослый сопровождает показ легким встряхиванием шарика или колокольчика (погре­мушки), т.е. к зрительному воздействию добав­ляет слуховое.

Занятие 2


Материал. Металлофон (выбрать один звук), бу­бен, колокольчик, погремушки (мелодичная и гремящая), султанчики из упругой, шуршащей бумаги и т.д.

Ход занятия. Сбоку слева, а затем справа от ле­жащего на спине ребенка на расстоянии 25— 30 см не очень громко ударяют 2—3 раза в бубен (позванивают колокольчиком, хлопают в ладо­ши), вызывая двигательную реакцию на звук. После 3—4 повторений и возникновения реакции на звук надо показать предмет, издающий звук, в движении, чтобы вызвать у малыша реакцию слежения глазами. При первых предъявлениях предмета зрительные и слуховые воздействия разделяют. При повтор­ных — если возникает ярко выраженная слу­ховая ориентировочная реакция, то осуществ­ляется и показ предме­та: зрительные и слухо­вые воздействия дают­ся в комплексе.

Возраст 20 дней :

Занятие 1


Материал. Однотонная, озвученная погремушка или какая-либо другая игрушка яркого цвета, за­крепленная для демонстрации с помощью палоч­ки-держателя.

Ход занятия. Взрослый показывает ребенку яркую игрушку на расстоянии 50 — 60 см от его глаз, затем перемещает ее влево и вправо на 30 см. Вызвав сосредоточение на предмете, пре­кращает его перемещение, давая возможность до 5 —10 сек. фиксировать взгляд на неподвиж­ном предмете.

Примечание:  При повторных занятиях можно использовать не только объемные, но и плоскостные предметы, например плакетки, изготов­ленные из картона и цветной бумаги: оранжевый круг диаметром 12 см, в центр которого для облегчения зрительного сосредоточения приклеи­вается яркое «пятно» — синий кружок диаметром 5 см. Плакетки могут иметь форму квадрата, треугольника, звездочки с закругленными конца­ми и т.п. Когда малыш научится фиксировать взгляд на неподвижном объекте, например на лице взрослого, можно использовать плакетки, на которых изображено лицо и даны мимические выражения: смеющееся, удивленное, спокойное.

Занятие 2


Материал. Погремушка или колокольчик.

 Ход занятия. Взрослый вне поля зрения ребенка воспроизводит звук погремушки или колокольчика, стремясь вызвать слуховое со­средоточение в тече­ние 15 — 20 сек., по­вторяет эту ситуа­цию. Затем показы­вает ребенку игруш­ку, издававшую звук. При появлении зрительного и слухового сосредо­точения пытается вызвать фиксацию взгляда ребенка на неподвижном предмете.

Возраст 30 дней :


Занятие 1

Материал. Яркая однотонная погремушка размером 6 — 8 см судобной для показа ручкой; цветная образная игрушка размером около 10 см (птичка, поросенок, собачка и т.п.), которая с помощью ленточки длиной 15 — 20 см укрепляется на зажиме держателя или палочке, позволяющей демонстрировать игрушку и фиксировать внимание только на ней.

Примечание: Игрушка крепится так, чтобы в поле зрения малыша попадала наиболее выразительная, занимательная ее часть, например головка птички, мордочка поросенка и т.п.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Взрос­лый показывает игрушку, привлекает к ней вни­мание малыша: приближает и удаляет ее от глаз ребенка (на 50 — 70 см), отводит в стороны. Каж­дый раз он вызывает сосредоточение взгляда ребенка на игрушке.

Занятие 2


Материал. Яркая погремушка или колокольчик, издающие мелодичные, приятные звуки.

Ход занятия. Аналогичен предыдущему.

Примечание: При повторных занятиях, когда по­явится относительно устойчивая зрительная ре­акция (фиксация) на предмет и плавное его про-слеживание, в процессе демонстрации следует  изменять не только траекторию, но и темп дви­жения — несколько убыстряя, а затем замедляя его (взависимости от индивидуальных возможностей). При этом ребенок учится убыстрять или замедлять слежение.

Занятие 3


Материал. Мелодичная погремушка или колокольчик, барабанчик.

Ход занятия. Слева, затем справа на расстоянии 50 — 60 см взрослый должен позвенеть колокольчи­ком — вызвать слуховое сосредоточение, показать колокольчик, издающий звук. (Повторить 2 — 3 ра­за). Когда малыш перестанет реагировать на коло­кольчик, можно заменить его барабанчиком.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)

Возраст 10 дней :


   1. Удерживает в поле зрения движущийся пред­мет, перемещающийся на расстоянии 40—50 см влево, затем впра­во (несколько раз).
   2. Замирает при громком звуке: прекращает соса­тельные движения губами при возникновении  звука с расстояния 25—40 см слева и справа.

Возраст 20 дней :


   1. Сосредотачивает взгляд на лице говоря­щего взрослого.
   2. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, например иг­рушку,   расположен­ную на высоте 40— 50 см от глаз.
   3. Замирает при звуках голосавзрослого, находящегося вне поля зрения малыша (до 20 сек.).

Возраст 30 дней :


   1. Плавно прослежива­ет взором предмет (иг­рушку), не издающий звука, движущийся на расстоянии 50—70 см от глаз и перемещаю­щийся влево и вправо. Ребенок не выпускает его из поля зрения.
   2. Прислушивается к звучанию игрушки (10— 20 сек.), после прекращения звука замедляет дви­жения, ищет его источник, как бы готовясь к по­вторному звуковому воздействию.

2. Эмоциональное и социальное воспитание (общение)
Задачи эмоционального и социального воспитания

Возраст 10 дней :

   1. Побуждать к эмоциональным проявлениям, основываясь на безусловно-рефлекторных зри­тельных и слуховых ориентировочных реакциях.

Возраст 20 дней :


   1. Способство­вать  эмоциональным контактам с ребенком, используя ситу­ации общения с малышом и ухо­да за ним, а так­же специальные занятия.
   2. В процессе эмоциональных контактов обога­щать ребенка эмоционально, демонстрируя всю палитру человеческих эмоций (радость — улыб­ка, огорчение — печаль и т.п.).

Возраст 30 дней :


   1. В процессе бодрствования создавать эмоцио­нально уравновешенное состояние, необходимое для индивидуальных проявлений ребенка в двига­тельных, голосовых, мимических реакциях и пр.
   2. Обогащать эмоциональные проявления ребен­ка, стимулируя двусторон­ний контакт с малышом, по­степенно переводя его от безусловно-рефлекторного реагирования к социально­му взаимодействию со взрослым. К концу 1-го ме­сяца жизни способствовать первой социальной улыбке.

Воспитательные воздействия взрослого

Возраст 10 дней :

Наблюдения за эмоциональными проявлениями, мимическими реакциями ребенка в момент кормления, перехода ко сну, пробуждения, атакже при непосредственных контактах со взрослым, в процессе показов и озвучивания игрушек.

Возраст 20 дней :


В момент эмоционального общения взрослый первый улыбается ребенку, побуждая к эмоцио­нальному ответу всеми доступными для него средствами. Он эмоционально поддерживает все действия ребенка.

Возраст 30 дней :

Выведение ребенка на двусторонний эмоциональ­ный контакт, давая ему возможность первому про­явить свои чувства и эмоции при виде лица взрос­лого, при звуке его пения, речи. Взрослый склоня­ется над малышом, не опережая его эмоции.
Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)

Возраст 10 дней :


В момент возбуждения возникает множество  сменяющихся мимических реакций (гримас), на­пример сморщивание лба, сведение бровей, вы­тягивание и подтягивание губ и т.п. В момент расслабления и покоя, после кормле­ния — спокойная, нейтральная эмоциональная реакция.

Яркая ориентировочная зрительная реакция «ин­тереса» возникает при рассматривании лица склонившегося над ребенком взрослого.

 Аналогично ребенок реагирует на плавно пере­мещающиеся игрушки.

Возраст 20 дней :

«Физиологическая» (рефлекторная) улыбка воз­никает на лице ребенка в момент насыщения при кормлении, засыпании у груди мамы (глаза у ма­лыша закрыты).

На лице малыша в периоды бодрствования появ­ляется выражение «интереса» (сосредоточение взора на лице мамы, ее глазах и линии лба).

Аналогичная эмоциональная реакция на яркую игрушку, перемещающуюся, а затем неподвиж­но зависающую над ребенком.

Возраст 30 дней :


В «ответ» на обращение взрослого и склонившееся над ребенком лицо, ребенок первый начина­ет улыбаться, демонстрируя свою первую социальную реакцию — улыбку. В начале социальная улыбка возникает на более знакомого взрослого, затем на любое улыбаю­щееся лицо.

Социальная улыбка может возникать при взгля­де на яркую игрушку или любой «понравившийся» предмет.
3.Подготовительный этап речевого развития
Задачи предречевого воспитания

Возраст 10 дней :


   1. В процессе ухода за ребенком напевно (в не­сколько замедленном темпе) вести «диалог», го­воря с ребенком и как бы отвечая за него. При этом строить короткие фразы, эмоционально обо­гащенные звукоподражаниями и интонациями.

Возраст 20 дней :


   1. Формировать у ребенка эмоциональное отно­шение к говорящему с ним взрослому.
   2. Наклонившись над ребенком, взрослый утри­рованно демонстрирует не только слова, корот­кие фразы, но и фонемы (звуки) родной речи.

Возраст 30 дней :

Побуждать малыша к речевым реакциям доступ­ными для него средствами. К концу первого ме­сяца эмоционально откликаться на речевую ре­акцию «гукания», возникающую у малыша.


Воспитательные воздействия взрослого

Возраст 10 дней :


Ситуация естественная: в про­цессе общения взрослого с ре­бенком в момент ухода за ним.

Возраст 20 дней :

Ситуация специальная:  в процессе речевых за­нятий с ребенком с использованием речевых, шумовых, музыкальных  и вокальных стимулов.

Возраст 30 дней :


Ситуация специальная: наклонившись над лежа­щим на спине ребенком, взрослый с расстояния 30 — 40 см отчетливо произносит слоги и корот­кие слова, используя речевые «наигрыши», пестушки и потешки — фольклорные произведения  для маленьких.


Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)

Возраст 10 дней :

Ребенок приоритетно реагирует на речевые зву­ки, более эмоционально реагируя на речь. Выде­ляет звуки человеческого голоса из всех звуко­вых раздражителей.

Возраст 20 дней :

Ребенок как бы «ожидает» от взрослого речево­го обращения, интонационных эффектов в про­цессе непосредственного контакта. Он эмоцио­нально реагирует на речь взрослого (замирает или возбуждается).

Возраст 30 дней :

Сосредотачивает взгляд на лице взрослого, «от­вечает» два-три раза отдельными гортанными звуками типа: «г-г-гы», «кх», «га», «гу» и т. д.
4.Моторное (двигательное) развитие


Задачи моторного развития


Возраст 10 дней :


На фоне зрительных и слуховых ориентировоч­ных реакций создавать ситуации двигательной активности и расслабления (отдыха) ребенка в «ответ» на контакты со взрослым.

Возраст 20 дней :


Побуждать к сенсо — моторной активности на чув­ственной основе первых реакций на «новизну» в окружающем.

Возраст 30 дней :


Использовать познавательную потребность  ребенка во внешних стимулах, поворачивая голову в сторону источника звука, света, ярко­го предмета.


Воспитательные воздействия взрослого


Возраст 10 дней :


Ситуация естественного контак­та в процессе ухода за ребенком (купание, пеленание, и т.п.).К концу 10-го дня обратите внима­ние на формирование условной реакции «положение ребенка под грудью». Ребенка кладут в позу для кормления — и он от­крывает рот для приема пищи. При этом не требуется какая-ли­бо дополнительная стимуляция со стороны взрослого.

Возраст 20 дней :

Ситуация естест­венного контакта в процессе общения с ребенком в мо­менты показа иг­рушки, звучащего предмета, разгово­ра с малышом. В процессе подготов­ки к кормлению продолжать формировать первые условные реакции на «положение ребенка под грудью».

Возраст 30 дней : 

Ситуация специальная, направленная на форми­рование умения удерживать головку: взрослый кладет ребенка на живот (но не после кормле­ния), освобождая ему руки, побуждает малыша приподнять головку и удерживать ее до 5 сек. Затем малыша аккуратно поворачивают и уклады­вают на спинку, давая ему возможность отдох­нуть и почувствовать сме­ну положения тела.


Поведение ребенка (показатели развития навыков и умений)

Возраст 10 дней :

Ребенок владеет безусловно-рефлекторными двигательными реакциями (хватательный, переступательный и другие рефлексы). На 9—10-й день малыш обнаруживает первый натуральный условный рефлекс — открывает рот, оказав­шись в положении «под грудью».

Возраст 20 дней :


Ребенок ярко демонстрирует первые условно-ре­флекторные двигательные реакции: замирает и готов к приему пищи в позе «под грудью». В мо­менты показа игрушки способен к повороту голо­вы влево—вправо в след за перемещением иг­рушки, а также при поиске источника звука. Об­наруживает более координированные движения глазиголовы (в положении лежа на спине).

Возраст 30 дней :


В положении лежа на животе пытает­ся поднимать го­лову и удерживать ее до 5 сек.

 В следующих статьях, мы расскажем Вам, про то, как подобрать имя ребенку и про кормление грудью, детское питание также.

Сайт для женщин Как забеременеть Как похудеть Форум для женщин Витамины