Главная  »  Беременность  »  Узи головного мозга

Узи головного мозга


Сегодня, когда ультразвуковая диагностика быстрыми темпами движется вперед, отвоевывая у рентгенологии все новые и новые области — такие, как тазобедренные суставы и желудочно-кишечный тракт, — никого уже не удивляет, что ребенок знакомится с ультразвуковым исследованием еще в материнской утробе, задолго до своего появления на свет. Тем не менее, когда вашему малышу педиатр назначает УЗИ головного мозга, или нейросонографию (НСГ), возникают два вопроса: зачем? и не вредно ли это для него?

Ультразвуковые волны — это механические колебания высокой частоты. Пациент при ультразвуковом исследовании не получает никакой лучевой нагрузки. Единственное действие, оказываемое ультразвуком на ткани, — тепловое. Учитывая то, что головной мозг заключен в плотную черепную коробку, нейросонография — это единственное ультразвуковое исследование, которое мы стараемся сократить по времени и ограничиваем 10 минутами. Тем не менее на практике не отмечалось ни одного осложнения или ухудшения состояния ребенка, связанного с НСГ.

Самочувствие малыша как во время, так и после исследования не меняется. А дети, которым нейросонография проводится во время сна, даже не просыпаются.

Зачем же нужна нейросонография?Маленькому человеку уготовано множество испытаний как на протяжении девяти месяцев внутриутробной жизни, так и во время и после родов. Внешние факторы, порой не способные причинить взрослому организму большого вреда: банальные инфекции, лекарства, бытовые и профессиональные вредности — могут стать катастрофой для зарождающейся жизни. И естественно, головной мозг, как самая сложная и самая тонкая структура, максимально подвержен этим воздействиям. Но у младенца есть своеобразное открытое диагностическое окно в головной мозг — большой родничок (ромбовидный участок головы в теменной области, где кости черепа еще не срослись и мозг с оболочками расположен под кожей. Он сохраняется у ребенка до 1 года, как и открытое терапевтическое окно — возможность коррекции неврологических осложнений. Так, именно в течение первого года жизни малыша врачи имеют возможность предотвратить последствия, которые могут возникнуть в связи с теми или иными неполадками в головном мозге. Чем раньше будет начато лечение, тем больше вероятность, что малыш вырастет здоровым. Итак, до года мы можем вмешаться и существенно повлиять на развитие ребенка. Но для того, чтобы лечить, надо знать причину. В этом нам может помочь УЗИ головного мозга.


Ход исследования

Исследование проводится через большой, или передний, родничок. Плотные кости черепа не пропускают ультразвуковые волны высокой и средней частоты, поэтому детям старше года и взрослым провести нейросонографию невозможно. Кроме большого родничка используются дополнительные доступы через тонкую чешую височной кости, переднебоковой родничок (спереди от уха, на виске), заднебоковой родничок (сзади от уха) и большое затылочное отверстие (сзади под затылком при максимальном сгибании головки ребенка). Эти доступы используются для изучения центральных и задненижних отделов головного мозга, удаленных от большого родничка. Боковые роднички открыты у недоношенных новорожденных, а у доношенных закрыты тонкой костью, пропускающей ультразвук.

Нейросонография — это очень простое исследование, удобное как для врача, так и для его маленьких пациентов. Оно не требует специальной подготовки ребенка и его можно производить неограниченное количество раз. Нейросонографию с успехом можно применять и для здорового подвижного ребенка, и в реанимационной палате, при необходимости ежедневно. При этом ребенок остается в кювезе и продолжает получать лечение. Это большой плюс по сравнению с компьютерной томографией головного мозга, которая требует неподвижности пациента, в связи с чем детям приходится давать наркоз.


Кому проводят нейросонографию?

Прежде всего, это все новорожденные, требующие реанимации и интенсивной терапии, все недоношенные дети, дети с подозрением на внутриутробную инфекцию, дети, испытавшие гипоксию (недостаток кислорода) до или во время родов. Это дети с родовой травмой или после травматичных акушерских пособий (извлечение плода за тазовый конец, наложение акушерских щипцов), крупные новорожденные или, наоборот, дети с внутриутробной гипотрофией (то есть с очень низкой массой), а также с неврологической симптоматикой. Кроме того, исследование назначают детям с необычным строением лица, формой головы, пороками или особенностями строения других органов. Но вообще, хотя бы один раз сделать нейросонографию нужно каждому ребенку, чтобы исключить изменения, которые могут проявить себя только после года, когда родничок уже закроется, — например, некоторые пороки мозга. Если такое исследование не провели в роддоме, оптимально сделать это во время диспансеризации в 1 месяц.


На какие вопросы отвечает исследование?

Итак, каковы возможности данного метода? Как и любое ультразвуковое исследование, нейросонография позволяет распознать изменения, имеющиеся в структуре мозга. При многих заболеваниях, в основе которых лежат нарушения на клеточном уровне, а также генетические, гормональные, биохимические нарушения, головной мозг имеет обычное строение и УЗИ констатирует отсутствие патологических изменений (пример — широко известный синдром Дауна). С другой стороны, не всегда изменения,выявленные при нейросонографии, проявляются у ребенка в виде симптомов.

Совершенно неоправданно пугает родителей наиболее частая ультразвуковая находка — кисты сосудистых сплетений. Это небольшие пузырьки с жидкостью, которые обычно не проявляются в виде каких-либо симптомов. На определенной стадии внутриутробного развития в сосудистых сплетениях в норме образуются кисты, которые затем исчезают. Кисты могут быть также следствием перенесенного кровоизлияния в сосудистое сплетение, могут возникать после рождения, но в любом случае обычно они не требуют дополнительного контроля и наблюдения и со временем пропадают. Конкурируют по частоте с кистами сосудистых сплетений субэпендимальные кисты. Это также полости с жидкостью, расположенные около желудочков головного мозга. Они возникают как следствие перенесенного до или после рождения кровоизлияния в эти области или ишемии (нарушения кровоснабжения и доставки кислорода) данной области. Обычно эти кисты тоже себя не проявляют и со временем исчезают, но, учитывая то, что причиной их является перенесенный патологический процесс, мы рекомендуем контролировать их и повторить УЗИ через 1—2 месяца.

Нередко в нашей практике встречаются арахноидальные кисты, являющаяся пороком развития паутинной оболочки,которая покрывает весь головной мозг, заходя в щели и борозды. В связи с этим расположение арахноидальных кист может быть самым разным. Эти полости с жидкостью различаются по форме и размерам: от небольших до гигантских, сдавливающих и оттесняющих близлежащие участки мозга. Обычно кисты диаметром около 2—3 см не причиняют беспокойства ребенку, однако, учитывая возможный рост, арахноидальная киста любого размера требует дальнейшего ультразвукового контроля и наблюдения невролога. В отличие от субэпендимальных кист и кист сосудистого сплетения, арахноидальные кисты с течением времени не исчезают.

Пожалуй, самым частым показанием к ультразвуковому исследованию головного мозга в условиях амбулаторного приема является подозрение на гипертензионный синдром, или повышение внутричерепного давления. Поскольку мозг заключен в плотную оболочку, образованную костями черепа, любой дополнительный объем внутри этой оболочки вызывает повышение давления. Это могут быть как опухоли, очень редко встречающиеся у новорожденных, так и гематомы и крупные кисты. Но в подавляющем большинстве случаев гипертензионный синдром обусловлен избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, заполненных ликвором (жидкостью). В норме небольшое количество ликвора находится под оболочками головного мозга и в желудочках, расположенных в его центральных отделах.

Иногда в силу различных причин (перенесенное кровоизлияние, инфекция, порок развития и др.) количество ликвора в наружных и/или внутренних ликворных пространствах нарастает, вызывая их расширение: от умеренного до весьма значительного, называемого гидроцефалией. При  выявлении расширения ликворных пространств необходимо повторить УЗИ через 1 месяц и проконсультироваться с неврологом. Довольно часто расширение желудочков мозга или подоболочечных пространств не проявляется клинически гипертензионным синдромом. Это так называемое пассивное расширение. Оно может быть следствием особой формы черепа, например у детей с рахитом, или атрофических изменений головного мозга, то есть частичной гибели нервных клеток в результате гипоксии, что требует наблюдения невролога. С другой стороны, иногда клинически выраженный гипертензионный синдром не находит подтверждения при нейросонографии. Это может быть связано с изменениями, происходящими на более мелком структурном уровне, недоступном для ультразвукового исследования. В любом случае установить окончательный диагноз и назначить лечение может только детский невролог. Отдельно стоит сказать о внутричерепных кровоизлияниях. Они различны по своему расположению. При ультразвуковом исследовании чаще всего выявляются внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК), расположенные в центральных отделах — в желудочках головного мозга. По точности выявления внутрижелудочковых кровоизлияний в острой стадии нейросонография значительно превосходит компьютерную томографию. Эта патология характерна для недоношенных новорожденных, особенно родившихся до 34 недель беременности. Причем чем меньше срок, на котором произошли роды, тем обширнее и опаснее обычно бывает возникающее кровоизлияние. Обычные раздражители, незаметные для доношенного ребенка, могут вызвать гипоксию (недостаток кислорода) мозга у тех, кто по срокам должен быть еще защищен материнской утробой. Вот почему всем недоношенным детям обязательно проводится нейросонография.

Иногда внутрижелудочковые кровоизлияния встречаются у доношенных новорожденных или возникают внутриутробно. Но чаще всего они происходят в течение первой недели жизни. По различным классификациям внутрижелудочковые кровоизлияния делятся на 3—4 степени, причем в остром периоде кровоизлияние может прогрессировать, а тяжесть и, соответственно, степень его нарастать.

Клинические проявления, дальнейшая жизнь и здоровье ребенка напрямую зависят от степени кровоизлияния: ВЖК I степени редко проявляется клинически и может рассасываться бесследно, тогда как ВЖК III—IV степени в остром периоде представляют опасность для жизни новорожденного, а впоследствии вызывают неврологические нарушения.

Крайней степенью внутрижелудочкового кровоизлияния является прорыв непосредственно в вещество головного мозга с образованием паренхиматозного, или внутримозгового,  кровоизлияния.

Но паренхиматозное кровоизлияние встречается и изолированно. Чаще всего оно развивается в течение первых суток жизни, хотя может происходить и внутриутробно. Паренхиматозное кровоизлияние возникает как следствие инфекционного поражения головного мозга, нарушения свертывания крови, родовой травмы или острого недостатка кислорода — асфиксии. Изолированные паренхиматозные кровоизлияния часто сопровождают тяжелую форму гемолитической болезни новорожденного, возникающей при несовместимости крови мамы и плода по резус - фактору. Внутримозговое кровоизлияние в остром периоде угрожает жизни ребенка, такие новорожденные находятся в отделении детской реанимации. После рассасывания кровоизлияния образуется внутримозговая (порэнцефалическая) киста с потерей пораженного участка головного мозга. Это вызывает в дальнейшем серьезные неврологические нарушения, степень выраженности которых зависит как от тяжести поражения, так и от адекватности лечения, проводимого до 1 года, а также от заинтересованности родителей и компенсаторных возможностей головного мозга.

Отдельно стоит сказать о кровоизлияниях в области оболочек головного мозга: субарахноидальном, субдуральном и эпидуральном. Субарахноидальное кровоизлияние — самое распространенное среди всех внутричерепных кровоизлияний, но нейросонография позволяет достоверно диагностировать только выраженные формы с большим скоплением крови. Эти кровоизлияния могут возникать как у доношенных, так и у недоношенных новорожденных в результате перенесенной гипоксии или родовой травмы. Небольшие субарахноидальные кровоизлияния могут рассасываться бесследно, не влияя на дальнейшее развитие ребенка. Субдуральное и эпидуральное кровоизлияния являются следствием тяжелой родовой травмы, но иногда, равно как и субарахноидальное кровоизлияние, могут возникать внутриутробно у детей с измененным строением кровеносных сосудов или нарушением свертывания крови. К сожалению, в таких случаях это обычно массивные, нередко повторяющиеся кровоизлияния.

Мы не раз уже упоминали о таких неблагоприятных для центральной нервной системы факторах, как нарушение кровоснабжения и недостаток кислорода. И сейчас пора рассказать о гипоксически - ишемических поражениях головного мозга. Чем сильнее была гипоксия (недостаток кислорода), которую ребенок испытывал во время беременности или родов, тем значительнее могут быть изменения мозговых структур. В первые дни жизни, в остром периоде, не всегда можно с уверенностью говорить об исходах ишемического поражения. Поэтому необходимо обязательно повторить нейросонографию в возрасте 1—2 месяцев. В большинстве случаев при повторном исследовании не обнаруживается никаких патологических изменений. Самый неблагоприятный (и, к счастью, не самый частый) исход гипоксическ - ишемического поражения — это гибель целых участков головного мозга с последующим образованием порэнцефалических кист (лейкомаляция). Для недоношенных детей характерно симметричное поражение центральных отделов, которое носит название перивентрикулярной лейкомаляции. У доношенных детей чаще страдают зоны, расположенные вблизи коры, и сама кора головного мозга — субкортикальная  лейкомаляция. Иногда, при очень выраженном страдании мозга, может возникать тотальное поражение с образованием множественных крупных кист, практически полностью замещающих собой мозговую ткань. Лейкомаляция — это очень тяжелое осложнение, практически всегда приводящее к выраженным неврологическим изменениям вплоть до детского церебрального паралича. Изменения, возникающие при инфекционном поражении головного мозга, как внутриутробном, так и приобретенном после рождения, также видны при ультразвуковом исследовании. Мы видим утолщение и уплотнение борозд (при менингите), изменения стенок желудочков, а кроме того, уже описанные кровоизлияния, ишемические очаги, некрозы и кисты, которые в данном случае возникают под воздействием инфекционного фактора.

С помощью УЗИ можно диагностировать различные пороки головного мозга. Некоторые из них могут никак не проявлять себя в течение жизни. Тем не менее любой порок головного мозга требует наблюдения у невролога, а иногда — углубленного обследования ребенка. Хочется добавить, что чем сложнее и неблагоприятнее порок, тем реже он встречается.

Я попыталась ответить на вопросы, наиболее часто возникающие у родителей, детям которых мне приходилось делать нейросонографию. В заключение хочу пожелать здоровья — молодым мамам и их детям, а себе — как можно чаще писать в медицинских картах фразу: «Головной мозг без структурной патологии».

В следующих статьях, мы расскажем Вам, что такое календарь зачатия, питание для беременных,  беременность и роды  и про рождение ребёнка.

 

Грудное вскармленое Детское питание Детские болезни Как выбрать имя