Главная  »  Рождение ребенка  »  Учим кроху плавать

Учим кроху плавать


Широко известно, что плавание оказывает благотворное влияние на детский организм. Поэтому очень многие родители хотели бы, чтобы их ребенок занимался плаванием с самого раннего детства. Однако существует не так много мест, куда такие родители могли бы обратиться за квалифицированной помощью. Может быть, в рамках этой статьи мы не сможем очень подробно и достаточно наглядно рассказать о том, что могут сделать сами родители для приобщения своего малыша к плаванию, но все-таки попытаемся.


Чем хорошо плавание для грудничка

Вначале хочется сказать о том, для чего все- таки стоит с самого раннего возраста приобщать ребенка к плаванию.  Вода раздражает многочисленные рецепторы нервных окончаний, расположенных на коже, что способствует развитию двигательных качеств и совершенствованию психических реакций.

В воде ребенок активен, что способствует укреплению его мышц и костей. Полные дети, получая нагрузку, худеют, а маловесные наращивают вес.

Во время плавания более интенсивно происходит кровообращение в мышцах и внутренних органах. Это улучшает состояние сосудистой системы.

При движении в воде улучшается вентиляция легких, укрепляются мышцы грудной клетки, принимающие участие в дыхательных движениях.

После занятий плаванием у ребенка повышается аппетит, улучшается перистальтика кишечника.

Дети, систематически занимающиеся в воде, реже болеют простудными заболеваниями, поскольку плавание обладает хорошим закаливающим эффектом.

Занятия в воде расширяют доступное ребенку пространство, водная среда становится для него «своей». Мир, окружающий ребенка, становится для него богаче.  До 3 месяцев у детей сохраняются врожденные рефлексы автоматической ходьбы, ползания. Примерно до 1 месяца сохраняется рефлекторная задержка дыхания при попадании воды на лицо. Затем эти врожденные навыки исчезают. Занимаясь с детьми самого раннего возраста, мы используем и закрепляем именно эти врожденные умения.


Когда начать?

Начинать заниматься плаванием можно уже с 14 дней жизни, но в этом возрасте дети часто негативно воспринимают занятия. Оптимальным является начало в месячном возрасте, когда уже не так выражен тонус мышц-сгибателей, характерный для новорожденных малышей, и дети уже достаточно легко усваивают команды «плыви», «стой», «иди».

В некоторых поликлиниках практикуются занятия в воде, в том числе с месячного возраста. Набор детей проводится с разрешения педиатра по показаниям. В некоторых случаях вам могут рекомендовать проконсультироваться у невропатолога, ортопеда. Не разрешают заниматься плаванием детям с серьезной патологией: мокнущими диатезами, детским параличом, серьезными сердечными заболеваниями, эпилепсией и некоторыми другими болезнями.


Где,когда и сколько плавать малышу?

Заниматься можно и дома в ванне. Начинать купать ребенка следует в воде с температурой 36°С (не выше!), затем температура снижается каждые 2 недели на полградуса до 32°С. (По моему опыту, дальнейшее снижение температуры воды, к примеру до 28°С –обычной температуры воды в детском бассейне, – ведет к простудным заболеваниям на первых этапах.) Таким образом, плавание будет играть еще и закаливающую роль.  Перед плаванием ванну чистят с мылом или чистящим средством и промывают горячей водой. Занятия проводятся в водопроводной воде. Можно добавить в воду морскую соль или настои трав (например, ромашки). За временем занятий лучше всего следить, хотя бы на первых порах, по настенному секундомеру, температура в ванне измеряется термометром. Дверь в ванную комнату следует держать полностью открытой при температуре воздуха в других помещениях примерно 20-22°С, чтобы не создавать в помещении эффект «бани». Это нужно для постоянного доступа свежего воздуха.  Кроме того, значительная разница температуры воздуха в ванной комнате и в других помещениях может вызвать простудное заболевание у не привыкшего к таким перепадам температуры ребенка.

Поскольку занятия плаванием – это довольно тяжелая нагрузка для организма грудного ребенка, то ему, как и взрослому человеку, занимающегося спортом, требуются дни отдыха для восстановления. Занятия общеукрепляющей «пассивной» гимнастикой и массажем не требуют такого перерыва. Поэтому для вас и малыша удобно такое расписание занятий плаванием: «рабочие дни» – это понедельник, вторник, четверг и пятница, а среда, суббота и воскресенье – это «выходные» .

Начальное время одного занятия на первом месяце обучения определяется весом ребенка при рождении: 6-10 минут при исходном весе 2,5-3 кг. Время увеличивается ежемесячно на 3 минуты, постепенно достигая 40-45 минут. За месяцы систематических занятий и вы, и ваш ребенок постепенно адаптируетесь к нагрузке.  Удобнее заниматься в дневные часы, поскольку на некоторых детей занятия оказывают возбуждающий эффект, и при плавании в вечерние часы может нарушиться ночной сон ребенка, а следовательно, и ваш. Лучшее время для занятий – это через 40 минут после еды.

За время занятий ребенок каждые 10 минут расходует, в зависимости от активности его во время занятия и температуры воды, 12-15 граммов массы за счет жиров. После плавания затраченная энергия восстанавливается «ударным» кормлением, в котором обычный объем питания увеличивается на 20-30 грамм (в зависимости от возраста).

После плавания в уши ребенка вставляют ватный шарик (не фитилек!), затем наклоняют голову малыша и по очереди оттягивают ушные раковины, чтобы попавшая в ухо вода вытекла и впиталась в вату. Затем вставьте в уши малыша сухие шарики и наденьте на него фланелевый чепчик. Как показывает мой опыт, плавающие дети отитом страдают реже неплавающих, поскольку при плавании имеет место и местное закаливающее действие. Однако, если у ребенка имеется врожденная предрасположенность к заболеваниям ушей, не исключено и увеличение вероятности развития отита после начала занятий плаванием.


Главное- удовольствие

Очень важно, чтобы ребенок получал от плавания удовольствие. Нельзя заниматься с плачущим малышом: у него может развиться стойкая неприязнь к занятиям и к воде как таковой.

Особое внимание следует уделить речевому сопровождению занятий. Так, стоянию должно соответствовать слово «стой», ходьбе – «иди», плаванию –«плыви», нырянию – «ныряй», сидению –«сиди». Точные термины закрепляют двигательные навыки.

Заведите дневник, в который заносите числа, температуру воды, наблюдения за ходом занятия, поскольку бывает трудно вспомнить, когда вы в последний раз меняли температуру воды или начали отработку каких-то новых навыков.

Эти занятия в первые 2-3 недели очень трудны для мамы, поскольку, поддерживая ребенка, ей приходится стоять, согнувшись. Поэтому желательно, чтобы другие члены семьи могли подменить ее во время занятий.

 В следующих статьях, мы расскажем Вам, про то, как подобрать имя ребенку и про кормление грудью, детское питание также.

Сайт для женщин Как забеременеть Как похудеть Форум для женщин Витамины