Главная  »  Рождение ребенка  »  Мамы о раннем развитии своего ребёнка

Мамы о раннем развитии своего ребёнка


Начну с того, что я не являюсь ярой фанаткой раннего развития. И не потому, что я недостаточно честолюбива (а большинство родителей, как мне кажется, пытаются достичь каких-то небывалых успехов у своих детей именно из собственного честолюбия). Нет, мне конечно же тоже хочется, чтобы мои дети были «самые-самые», умные и развитые не по годам. Но что вкладывают большинство родителей в понятие «раннее развитие»? Большинство под этим понимают накопление каких-то энциклопедических знаний, раннее чтение и счет…


У многих есть примеры двух-, трехлетних детей, которые поражают всех своими рисунками, чтением и рассуждениями «как взрослые». Но не будет ли это раннее развитие вредным для ребенка? Да, есть исследования, подтверждающие, что в первые три года ребенок может воспринять, запомнить очень много информации, поэтому предлагается впихнуть ее в него как можно больше. Но никто точно не знает, что происходит в мозгу ребенка. Во что это потом выльется?
Я не говорю, что не надо заниматься с ребенком, развивать его. Понятно, что игры — это здорово и полезно. И если ребенок любознателен от природы, если интересуется чем-то конкретным, то отмахнуться все равно не удастся. Я говорю о тех случаях, когда родители сознательно начинают «развивать» детей, т. е. с полугода показывать карточки с точками и специальные картинки, писать слова... И не получается ли это развитие в ущерб чему-то такому, что за это время могло бы развиться само? Ведь ребенку нужно время и на самопознание, на самостоятельное освоение мира и осознание самого себя в этом мире.


Я — мама сразу двух сыновей, и от меня так много зависит…  Да, я занимаюсь со своими детьми, покупаю им развивающие игрушки, каждый день мы обязательно и рисуем, и читаем книжки. Но не придерживаемся при этом какой-то конкретной методики. Перечитав книги Никитиных, методики Домана, Монтессори, я так и не выбрала для нас какой-то одной именно из-за боязни несколько однобокого развития. Интересно, что некоторые методики показались мне настолько логичными, что даже непонятно, где там, собственно, «методика». Так, большинство идей Сесиль Лупан показались мне абсолютно естественными для мамы — обычной мамы, любящей своего ребенка и желающей показать ему окружающий мир. Некоторые развлечения и занятия я придумывала сама, предлагала их своим детям чисто интуитивно, не задумываясь, и лишь потом узнала, что они описаны у какого-то автора.


Конечно же каждая мама сама решает, как и чем она будет заниматься со своим ребенком и каким занятиям отдаст предпочтение. Я же могу поделиться теми играми и развлечениями, которые уже проверены на моих детях.
В первый год жизни я сознательно не навязывала детям цифры, буквы и прочие чуждые их возрасту объекты. Мне кажется, для маленького ребенка, который только познает этот огромный мир, гораздо нужнее мамина любовь, ее постоянное присутствие и поддержка. И вот не верю я, что ребенок приучится к рукам и что это плохо. Для меня проще и естественней было носить сыновей на руках по квартире, по улице, все им показывать и рассказывать. Естественно, дети хотели все потрогать и попробовать на зуб. И это замечательно, ведь тактильные ощущения — это одни из первых ощущений, которые получает и осмысливает ребенок.


Мои дети, как и большинство близнецов, не были идеально здоровыми при рождении, поэтому очень много сил ушло на то, чтобы довести их физическое развитие хотя бы до среднего уровня. Основной рекомендацией невропатологов было носить детей на руках и поглаживать, поглаживать по спинке, делать расслабляющий массаж и плавать. Так мы и поступали. В тот первый год мы прошли четыре курса профессионального массажа. После каждого курса было заметное улучшение и скачок в общем развитии. После одного курса мы выросли на четыре сантиметра, после второго поползли… Ну а плавание – это до сих пор наше любимое развлечение: если мальчишек не вытаскивать из ванной, они, наверное, и час, и два там просидят. В первые месяцы нам было прописано ежедневное двухразовое купание, так что и утром перед обедом, и вечером перед сном мы купали детей в ваннах с травками или морской солью. Еще каждый день мы обязательно делали зарядку, периодически в кабинете лечебной физкультуры нам показывали комплекс упражнений, которые мы и выполняли с детьми. Думаю, что благодаря этим регулярным и разнообразным занятиям наши дети не только догнали, но и перегнали многих сверстников в физическом развитии. В полгода Ваня и Данилка уже стояли в кроватках и приплясывали, притопывали ногами. Тогда они как раз друг друга заметили, и им было очень весело стоять рядышком. Потом, где-то через неделю, они сообразили, как из положения стоя опуститься обратно, — так они научились садиться и одновременно поползли. А пока мама думала, какой купить манеж, начали ходить вдоль стеночки, а ближе к девяти месяцам уже и без стеночки. В общем, в девять месяцев мальчишки уже бегали по квартире кругами, по двадцать раз в минуту залезали и слезали с дивана и совершали прочие шокирующие окружающих действия. Очень любили ходить на руках (мама держит за ноги, чтобы тело ребенка было параллельно полу, а он перебирает руками и идет), играть с мамой в самолетик, а с папой — в «кучу-малу». Потом началась весна, мы стали много гулять, причем гулять очень активно и без коляски, так как дети в ней просто отказались сидеть. На прогулках бегали, прыгали, не пропускали ни одного бордюра, турничка или горки. Где-то с года мы начали учить детей подниматься вверх по лестнице: сегодня полпролета, завтра уже пролет, через неделю – этаж… В год и два месяца, когда я начала с ними гулять одна по утрам, дети уже спокойно поднимались сами на наш пятый этаж. Может быть, благодаря таким прогулкам теперь, когда моим детям уже два года, они ловчее и шустрее многих своих сверстников. Сейчас они взбираются по шведской стенке, висят на турнике, бегают и прыгают везде где только можно.
Что касается интеллектуального развития, тут наши успехи поскромнее, по крайней мере, читать к двум годам мы так и не научились…


До года основными нашими развивающими игрушками были кубики, пирамидка, чашечки, вставляющиеся друг в друга, юла, разноцветные мячики, музыкальные игрушки — в общем-то, стандартный набор игрушек и конечно же книжки. Чтение книг в окологодовалом возрасте было одним из самых любимых занятий. Хорошо шли короткие детские стишки, песенки и потешки, книжки с крупными рисунками домашних животных можно было разглядывать по полчаса. Дети очень быстро выучили, где кто и кто как говорит. Они дружно гоготали «как гусь» и лаяли «как собачка». Примерно в десять месяцев была освоена пирамидка, в год из кубиков мы строили небольшие башенки (три-четыре кубика); иногда получалось и выше, но тут обязательно приходил брат и все ломал, так что рекорд зафиксирован не был. Еще в качестве игрушек долго выступала разнообразная кухонная утварь. Как весело, оказывается, вдвоем хлопать крышками от кастрюлек, стучать ложками…
К году мальчики усвоили понятия «больше» и «меньше», «круг» и «квадрат», показывали практически все части тела. Пытались мы выучить и цвета. Помню, что красный и желтый дети определяли безошибочно, а синий и зеленый периодически путали. Но я все равно очень ими гордилась. «Какие сообразительные дети, — думала я, — безошибочно достают красный кубик из коробки, приносят желтый карандаш…» И слегка расслабилась. Тут началось самое смешное. После примерно двухнедельного перерыва дети забыли все цвета. Просто забыли. Пришлось заново им показывать, где красный, где желтый и где все остальные. Этот случай укрепил меня в моей теории о ненужности преждевременных знаний. Зачем тратить кучу энергии на то, до чего ребенок и сам бы дошел через какое-то время? А эти картинки с подписями типа «верблюд»… Я не сомневаюсь, что если заниматься каждый день, ребенок будет безошибочно все карточки показывать, и без картинок, просто слова, наверное, тоже. Но что дает ребенку эта информация? По-моему, естественнее и полезнее для ребенка было бы просто маме или папе походить с ним на руках, показывая и рассказывая обо всем, что он видит. Ведь ребенок еще так мал, что для него и квартира, в которой он живет, – это огромный мир с обилием родственников, а у кого-то — и животных… Зачем ему еще дополнительная и часто абстрактная информация?


Много говорят сейчас и о пользе раннего рисования. Рисование до года у нас совсем не пошло. Хотя я честно пыталась, но интереса хватало ровно на полминуты, потом все сводилось к драке с братом или обсасыванию кисточки. С одним ребенком, наверное, намного проще заниматься, но у нас не было возможности как-то разделить мальчишек и рисовать с ними по очереди. По-настоящему прониклись рисованием мои дети где-то в год и три месяца, причем «творить» им больше нравится красками, а карандаши и фломастеры им до сих пор гораздо интереснее складывать в коробочку, опять доставать, потом, пыхтя, опять складывать. Рисунки наши все еще в стиле абстракционизма, но интересно, что они четко знают, какой рисунок кто рисовал, и безошибочно показывают, где Ванины художества, а где Данилкины. Наверное, сами они что-то видят в этих каракулях? Последнее время развлекаемся тем, что мама рисует киску или собачку, а дети дорисовывают глазки, хвостик. Очень понравилось им ставить отпечатки испачканных краской ладошек. Один раз мы так поиграли: налили разной краски в неглубокие тарелочки, потом обмакивали в них ручки и отпечатывали их на листе ватмана. Очень было весело, все вывозились как чушки, а Ване пришла в голову «блестящая» идея так же отпечатать и свои ноги.


Для развития мелкой моторики порекомендую игры с крупой. Правда, разделять крупу по сортам, как и нанизывать макаронины на шнурок, у моих детей терпения не хватает, но им очень понравилось искать игрушки в горохе. Наверное, это игра для азартных и неусидчивых детей. Берете большую коробку — чем больше, тем интереснее. Насыпаете в нее чистый круглый горох слоем сантиметров пятнадцать. И закапываете туда мелкие игрушки. Ну а дети должны на ощупь их найти. Со временем можно усложнять задачу, прося найти что-нибудь конкретное, например шарик, кубик и т. п. Играть можно при любом количестве детей, можно и на улице, так что игра подходит и для первых детских праздников. Кучу игр можно придумать с обычными разноцветными шариками. Их можно разделять по цветам, просто по кучкам «поровну», их можно кидать в коробку, катать с горки, считать… Вариантов множество.


В год детям был подарен конструктор типа «Лего». Он пошел «на ура», дети как-то быстро поняли принцип и все лето с энтузиазмом строили башенки.


Первую шнуровку я купила детям в полтора года. Оказалось, что поздно: Ваня быстренько ее всю зашнуровал и пошел по своим делам. У его брата Данилки она тоже никакого интереса не вызвала – хватило ровно на минуту.
Интерес вызвали рамки со вкладышами Монтессори, логический куб. На них мы выучили основные фигуры и теперь отличаем прямоугольник от квадрата, а ромб от трапеции. Пробовали использовать их при рисовании, обводить квадратики, кружочки, но детей это совсем не вдохновило. Сейчас осваиваем Никитинские квадраты. Простые быстро научились складывать, ну а с большим количеством частей пока не получается.


Где-то в полтора года мальчишки начали интересоваться буквами. Я их особо не навязывала, просто в детской стоит доска, на которой можно рисовать мелом, и с одной стороны к ней прикреплены часики и цифры, а с другой — весь алфавит с красочными картинками. Сначала дети просто разглядывали картинки, потом запомнили, где Ванина буква «В», а где Данилкина «Д», как-то сами собой запомнились А, О, С… Их они называют везде, где увидят: на улице, в автобусе, громко так и хором: «Аааааа… Оооо…» Еще штук десять букв показывают безошибочно, но сами не называют, еще штук пять шипящих называют одинаково. Вот цифры их почему-то совсем не интересуют. Точно понимают только понятия «один кубик – два кубика», ну а нарочно учить их я пока не хочу.


Еще мы сейчас увлекаемся лепкой. Когда дети были маленькие, я всегда, готовя что-нибудь из теста, давала и им по кусочку. Дальше лепешечки и шарика они долго не уходили, но с огромным удовольствием наблюдали, как лепит мама. Им казалось таким чудом, как из ничего получаются киски, собачки, машинки и прочие радости. Пару месяцев назад мальчишки научились лепить колбаски из пластилина, а недавно одну свою кривую странную колбаску Ваня гордо обозвал: «Ав-ав!».
В скором времени я планирую повесить на стену карту: можно будет рассказывать про моря и океаны, про зверей, которые живут далеко-далеко. Сейчас для мальчишек это еще слишком абстрактные понятия, и я не хочу их навязывать. Очень мне нравится игра, описанная у Никитиных, связанная с рисованием плана квартиры и поиском сокровищ, помеченных на карте. Только я считала, что это я придумала. Мы так играли с братишкой, когда ему было года четыре… Теперь вот с нетерпением жду, когда мои сыновья дорастут до этой игры.


Вот такой наш «опыт». Хотя я думаю, что об опыте говорить еще рано, ведь нам всего два года. И кому-то наши успехи покажутся совсем невыдающимися и незначительными. Но мы и не занимались ради какого-то конкретного результата. Мы просто жили, росли, играли…


И мне кажется, не так уж важно, что вы развиваете в своем ребенке, учите ли его буквам или лепите из пластилина. Главное, что вы интересно проводите время вместе с ним, развиваете его личность, кругозор, создаете ту обстановку, которая поможет ему раскрыться в дальнейшем. И ребенок обязательно раскроется. Может быть, просто не надо его слишком торопить?

 В следующих статьях, мы расскажем Вам, про то, как подобрать имя ребенку и про кормление грудью, детское питание также.

Сайт для женщин Как забеременеть Как похудеть Форум для женщин Витамины