Главная  »  Полезные советы  »  Детки и деньги

Детки и деньги


Помните времена, когда считали, что детям не нужно знать, откуда они появляются. Все эти сказки о капусте и аистах... Считали, что, мол, придет время – дети сами все узнают. Для родителей начать такой разговор с собственным ребенком было делом почти невыполнимым.

Так вот, деньги – тоже очень интимный разговор. И лучше будет, если именно родители расскажут ребенку о том, как с деньгами жить в дружбе, любви и согласии. А то ведь все равно люди расскажут. Только вот кто, что и как…

Многих родителей волнуют вопросы:
Как научить ребенка общению с деньгами?
Если давать карманные деньги, то сколько? И как?
Если карманные деньги служат помощником в воспитании, то за что давать их ребенку? А за что не давать? Если не давать, то почему? Как объяснить это ребенку?
И контролировать ли, как он тратит свои деньги?
Или давать возможность бесконтрольно тратить их?

Вряд ли найдется человек, оспаривающий то, что деньги необходимы для жизни в современном обществе. Чем раньше мы начнем приучать ребенка к обращению с деньгами, тем больше у него будет опыта.

Самый первый этап – это просто знакомство.

Объясните ребенку, зачем нужны эти бумажки и кругляшки, и что с ними делать.Одна наша знакомая в маршрутке давала своему двухлетнему сыну деньги на оплату проезда. «Ведь он мужчина, – сказала она. – Это хорошая привычка, пусть привыкает». Очень забавно было наблюдать, когда эта кроха протягивает две гривны водителю: «Дядя, на!» А потом, с серьезным видом: «Дай дачу, позялита (Дай сдачу, пожалуйста)». Пока проезд стоил одну гривну семьдесят пять копеек – дяди давали сдачу. Но и сейчас, при проезде стоимостью две гривны, дяди с улыбкой тоже дают сдачу.

Расскажите ребенку о простейших правилах обращения с деньгами

Кошелек

Подарите ребенку кошелек. Это может быть новый, купленный специально для ребенка, детский кошелечек, или ваш старый кошелек. Расскажите ребенку небольшую сказку: «Деньги любят жить в своем домике. Этот домик называется кошелек. Деньги не любят жить без домика и убегают от тех, кто их разбрасывает. Ты уже большой, и сможешь распоряжаться деньгами так, чтобы им было хорошо и удобно».

Деньги на прогулке

Бывает, во время прогулки с ребенком вы проходите мимо игрушек или мороженого, и ваш ребенок повторяет, как заведенный: «Хочу! Купи! А-а-а!»

Мой первый сын долгое время не мог пройти мимо лотка с машинками, пока не добивался как минимум одной. Помог такой прием. Дома, перед прогулкой, мы с ним договаривались. Брали кошелек, и я рассказывал, что можно купить на денежки, которые есть.

Если же дома не удалось уделить время для договора, а лоток с игрушками все же попадался на глаза, то мы останавливались, и я говорил, как взрослому человеку: «Сегодня мы не будем ничего покупать. Сегодня мы только посмотрим (или покупаем только это и это). Договорились?» Как ни странно, такой прием срабатывал даже в больших магазинах, где и взрослым людям трудно удержаться от покупки.

Отношение к деньгам


Ребенку необходимы знания о деньгах, как и знания о любых других вещах. Если вы пользуетесь вещью правильно, она для вас полезна. Научите детей, как пользоваться деньгами. И деньги будут помогать вам воспитывать ребенка. Очень важны ваши установки по отношению к деньгам. И собственный пример в этом – самый лучший способ воспитания. Это единственный способ!

Как вы сами относитесь к деньгам? Кто для вас герой: Иванушка-дурачок, нашедший несметные сокровища? Или Форд, создавший свою империю собственными усилиями? Спросите себя и спросите у ребенка: сосед, который живет рядом, – как он приобрел свои деньги? Отобрал у кого-то или сделал что-то полезное, получив за это деньги?

Есть много интересных и полезных сказок и о деньгах, и о богатстве. Раньше были модными сказки, где богачи – глупые, ленивые и жадные – узурпировали честных, трудолюбивых и добрых бедняков. Однако жизнь показывает, что полезнее сказки, в которых герой своим трудом добивается поставленных перед собой целей. Есть целое направление «Сказкотерапия», где подробно изучается влияние детских сказок на жизнь уже выросшего ребенка. Прежде чем что-то рассказать ребенку, подумайте, какой вывод он сделает: ждать, пока «принц поцелует»; или самостоятельно выковать свою судьбу; ловить золотую рыбку или строить дом и растить репку.

Передача собственного опыта

Многие богатые люди передают опыт управления деньгами детям.

Рокфеллер с детства обучал детей взаимоотношениям с деньгами. Он давал детям некоторую сумму на карманные расходы и при этом договаривался со своими детьми о правилах ее использования: расходовать деньги нужно в порядке важности расходов:

   1. В первую очередь, заплати себе – самому важному человеку в своей жизни. Необходимо откладывать часть денег на свое будущее. Это может быть детский банковский депозит или другая программа.
  2. Во вторую очередь – поделись своими деньгами с другими, которые не могут обеспечить себя деньгами. Одна из задач денег – делать добро. Отдавая деньги на благотворительность, ты увеличиваешь количество добра в Мире. Что посеешь, то пожнешь. Чтобы приумножить деньги, необходимо делиться. Если правильно делиться – твое богатство растет.
   3. Остальные деньги можешь тратить, как тебе за-БЛАГО-рассудится. Это твои деньги, и я не собираюсь говорить тебе, чтобы ты не покупал чипсы и спрайт. Если спросишь меня, я расскажу тебе, как, по моему мнению, лучше потратить оставшуюся сумму. Но это будут рекомендации с моей стороны, а не указания.

При этом Рокфеллер ставил обязательное условие использования денег: вести финансовый учет, записывая, куда, когда и сколько денег потратил. Важность этого не сразу понимается детьми. Впрочем, и взрослыми. А между тем, есть старая пословица: деньги любят счет. Это не просто пословица. Можешь ли ты управлять деньгами, если не знаешь, сколько их у тебя в наличии и куда они «разбегаются»? Финансовый учет – это инструмент, который позволяет это увидеть. Когда видишь – уже можешь для начала следить. А потом уже сможешь и управлять.

Деньги и мечта

У каждого ребенка есть мечта. Нужно объяснить детям, что деньги помогают быстрее достичь мечты.

Сынок, а у тебя есть недостатки?
Конечно, есть.
Да?! А интересно, какие же?
Ну, мне не достает велосипеда, компьютера, мотоцикла…

Нужно объяснить ребенку, что копилка – еще один домик для денег. В ней собираются деньги для покупки того, о чем ребенок мечтает. Что в копилку желательно складывать те деньги, которые дарят его бабушки, дедушки и другие родственники.

Часто у ребенка возникает желание вытащить деньги из копилки и потратить на какое-нибудь сиюминутное желание. Например, шоколадку. В этом случае просто спросите его: «Что для тебя важнее? Сделай выбор: шоколадка или мечта?»

Для того чтобы уберечь ребенка от лишних трат и связанных с этим разочарований в своих силах, прикрепите рядом с копилкой изображение того предмета, на покупку которого ребенок собирает деньги.

Сегодня уже не работает фраза: «Учись хорошо, получишь хорошую работу, будешь больше получать». Дети видят, что деньги и хорошая учеба весьма условно зависят друг от друга. Поэтому гораздо важнее научить ребенка ставить свои цели и достигать их, уметь договариваться с людьми, правильно распоряжаться своей жизнью и своими ресурсами.

Деньги – очень эффективный и сильный инструмент в обучении этому. Навыки обращения с деньгами – основа будущего успеха. Дайте ребенку как можно больше опыта и знаний в отношении денег, и вы будете гордиться своим ребенком.

В этой статье мы очень коротко коснулись лишь маленьких детей, не пытаясь охватить всю эту огромную тему. Если вас заинтересуют отношения с деньгами старших детей, – мы готовы продолжить разговор.