О раннем обучении можно спорить долго. Полезно это или вредно? Радуются этому дети или страдают от этого? В каком возрасте можно обучать, а в каком – не стоит?
Глен Доман, как известно, рекомендует обучать с пелёнок, обучать интенсивно, стимулируя ускоренное развитие мозга.
Рудольф Штайнер, основатель Вальдорфской педагогики, утверждает, что до 7 лет ребёнку противопоказано давать задачи на развитие интеллекта, так как, по его наблюдениям, раннее развитие интеллекта забирает много энергии у ребёнка, ребёнку может не хватить сил для развития физического, эмоционального и духовного, и в результате ребёнок, чрезмерно развитый интеллектуально, может отличаться слабым здоровьем. Однако общение с ребёнком по Вальдорфской системе также тесно связано с передачей знаний, знаний о нашем мире, о взаимосвязях явлений в природе, поэтому, мне кажется, что общение с ребёнком в любом случае подразумевает обучение.
Как человек, практикующий развивающие занятия с детьми, я могу сказать, что сами дети воспринимают их по-разному. Есть дети, которые с удовольствием включаются в обучающие игры, они внимательны, исполнительны, и эти качества могут проявиться в самом раннем возрасте. Есть дети, которые вначале не приемлют групповое существование, но постепенно привыкают к занятиям и со временем показывают потрясающие результаты. А есть дети, которые не приемлют обучение ни в 1 год, ни в 2, ни в 3, и кажется, что такая система не для них.
Трудно обобщить реакцию всех детей на обучение с рождения, но я могу с уверенностью сказать, что раннее обучение хорошо воспринимают дети, которые во время занятия находятся в состоянии уравновешенности. Они улыбаются, глядя на них, чувствуешь, что у них всё в порядке, они открыты к общению. Если ребёнок открыт к общению, и если ритм занятия совпадает с его внутренним ритмом, раннее обучение будет ему на пользу.
Если бы меня спросили: «Нужно ли раннее обучение детям?», я бы ответила так: «Им нужно в первую очередь полноценное общение».
Полноценное общение, как и обучение, тоже предполагает обмен информацией. Это может быть обмен нежностями или знаниями. Но полноценность общения заключается в том, что обмен информацией происходит в самом благоприятном режиме для ребёнка.
К полноценному общению с ребёнком взрослый должен определённым образом подготовиться. Ему необходимо понять такие вещи:
1. Особенности биологического режима ребёнка (когда он просыпается, когда его необходимо накормить, когда у него пик активности, а когда – спад, когда он наиболее внимателен, а когда его клонит ко сну и т.д.)
2. Как ребёнок лучше воспринимает информацию: на слух или с помощью просматривания картинок? А может, с помощью ощупывания разных предметов?
3. Как ребёнок относится к группе людей? Он слушает более внимательно, когда он наедине со взрослым или когда в компании других взрослых, или же в компании своих сверстников?
4. В какой ситуации ребёнок внутренне спокоен? Когда он перебирает предметы? Когда он сидит на руках? Когда бегает по кругу?
5. Какие ситуации выводят ребёнка из равновесия? Когда вокруг много предметов? Когда вокруг много людей? Когда вокруг мало людей? Когда играет громкая музыка? Когда вокруг тишина?
Зная особенности своего ребёнка и стремясь помочь ребёнку сохранить внутреннее равновесие, взрослый будет грамотно общаться с маленьким человеком, и передавать ему знания своевременно и в достаточном объёме.
Грамотность общения с ребёнком заключается также в том, чтобы по возможности не нарушать естественных процессов в восприятии малыша. Если малыш внимателен, слушает вас, не отвлекайтесь, доводите мысль до конца, рассказывайте и не переключайтесь на другие дела. Если малыш отвлекается, значит, интерес его к предмету разговора иссякает. Его внимание переключилось на другой объект, и вам нужно понять причину этого переключения. В комнату зашёл другой человек? Залетела муха? Рядом лежит яркая игрушка? Если это перечисленные внешние факторы, их можно включить в рассказ или в игру. Если же причины отвлечения лежат глубже – малыш проголодался, хочет в туалет, устал, ему нужно побегать, - не препятствуйте ему, помогите удовлетворить его потребность. Если малыш часто отвлекается, когда вы что-то ему рассказываете, подумайте: не затягиваете ли вы свою беседу? Не требуете ли от малыша постоянных ответов или реакций на ваши вопросы? Не корректируете ли чрезмерно его действия, постоянно его поправляя или направляя?
Что такое обучение? Это передача знаний. В каком возрасте можно передавать знания детям? Мне кажется, в любом. Тогда возникает следующий вопрос: «В какой ситуации можно передавать знания детям?» И тут уже можно конкретизировать: «Когда они открыты к общению. Когда они интересуются тем, что вы хотите им объяснить. Когда они внимательны и спокойны».
Открытость к общению ребёнка зависит, на мой взгляд, от того, насколько ребёнок доверяет жизни. Насколько его жизненная ситуация позволяет ему быть открытым. Иногда дети замкнуты по своей натуре. Они очень чувствительны, осторожны, недоверчивы. Иногда эту природную недоверчивость усугубляют часто повторяющиеся запреты или запугивания со стороны родителей. Мой опыт подсказывает, что ребёнок открывается к общению тогда, когда его действия и реакции не осуждают, а принимают, и тогда, когда он может долго заниматься тем, что ему нравится и интересно.
Интерес ребёнка к чему-либо - к общению, к обучению – тоже зависит от общей открытости. Есть дети, которые интересуются всем, что их окружает, есть дети, которые интересуются только некоторыми предметами или определёнными игрушками. Часто природный интерес ребёнка ко всему происходящему подавляется опять же запретами и эмоциональным осуждением его действий и реакций со стороны взрослого. Однако желание познать жизнь истребить очень трудно, и дети всегда интересуются тем, что движется, тем, что издаёт звуки, объёмными фигурами, мелкими субстанциями, результатами своей деятельности. Если вы хотите вызвать интерес ребёнка к чему-то, станьте волшебником. Готовьте ребёнку сюрпризы, открывайте секреты, превращайте лёд в воду и воду в вино. Помните, что самое интересное - это то, что скрыто и то, что недосказано.
Раннее обучение, которое должно быть только элементом полноценного общения, не будет мешать гармоничному развитию ребёнка, если взрослый отдаёт себе отчёт в том, что основные потребности развития ребёнка удовлетворены. Каковы эти потребности?
Вот цитата из книги М. Сороковой «Система М.Монтессори. Теория и практика»: «…Ребёнок имеет внутренний потенциал, источник созидательной энергии, побуждающий его к саморазвитию. В процессе саморазвития у ребёнка нет ни конкретных целей, ни заранее заданных пределов развития, ни известных путей. Эти пути ему приходится искать, руководствуясь внутренними побуждениями, импульсами интереса к той или иной деятельности.
Какие конкретно потребности развития заложены в природе ребёнка? Перечислим их:
1. потребность в движении
2. потребность в сенсорных ощущениях
3. потребность в работе
4. стремление к точным, координированным движениям
5. стремление к совершенствованию различных функций
6. склонность к повторению
7. потребность в порядке
8. стремление к социальному развитию
9. стремление к свободе и независимости»
На мой взгляд, нет необходимости ставить раннее обучение во главу угла при общении с ребёнком. В первую очередь, нужно поспособствовать тому, чтобы общее развитие его было гармоничным. Когда ситуация ребёнка позволяет ему с радостью воспринимать информацию и знания от взрослых, тогда можно задуматься о том, когда, как и в какой форме ему эти знания можно передать, то есть, подобрать подходящую данному ребёнку форму обучения.
Беляева Таня
В следующих статьях мы расскажем Вам про питание беременных и питание для детей, также про женскую грудь и что такое гинекология и как это важно для каждой женщины.
Контрацепция Как сделать аборт Сексология Советы гинеколога Сайт для девчонок