Главная  »  Аборт  »  Если он не такой...

Если он не такой...


Есть еще одна тяжелая тема, которой нельзя не коснуться, говоря об абортах – это то, что принято тактично называть “абортами по медицинским показаниям”.

Есть три группы причин, которые врачи считают достаточными для проведения аборта НА ЛЮБОМ СРОКЕ:

1. Серьезное заболевание матери, при котором риск ее смерти или серьезного нарушения здоровья во время беременности или родов достаточно высок.
2. Осложненное течение беременности, также сопряженное с высоким риском для жизни и здоровья матери.
3. Всевозможные патологии плода.

Звучит вполне убедительно, не так ли? В самом деле, мы не хотим аборта, мы все понимаем, но надо ж тоже понимать… Если мама умрет в отчаянной попытке выносить безнадежную беременность… а ведь у нее дома, может, еще детишки плачут… да даже если и нет… разве оправдана ее смерть в расцвете лет??? А дитя, заведомо обреченное на скорую смерть или же на существование, полное мучений… разве не милосерднее сделать аборт???

И все же – все это слова. А за обширным списком “медицинских показаний” – тысячи, миллионы совершенно реальных женщин, и у каждой – своя ситуация.

И разве не было приведено достаточно аргументов в пользу того, что дитя во чреве существует с момента зачатия?

А потому решать вопрос нужно с позиции наиболее уязвимой стороны: ребенка. Решать, как действительно будет лучше для него, а не прикрывать этими словами банальный страх, эгоизм, нежелание менять привычный образ жизни. Решать проблемы, а не бежать от них, только услышав краем уха непроверенную информацию.

Помните и то, что убийство ребенка остается убийством ребенка в любом случае. И более того – жестоким убийством. Обезболивание, которое в ряде случаев делают беременной, на дитя практически не действует (у плода своя система кровообращения, и даже при общем наркозе для того, чтобы через плацентарный барьер попасть в кровь ребенка, препарату требуется достаточно длительное время, за которое горе-мамаша уже проснется!; что касается местного обезболивания, то это просто смешно: представьте, что вам сделали укольчик лидокаина, прежде чем оторвать сперва ногу, потом руку, а затем проломить и оторвать голову). Думайте и об этом, когда будете оценивать степень его мучений при попытке родить и выходить.

Я не дам вам готовых советов: как поступить. Решать вам. Но и индульгенций не ждите. Я лишь постараюсь дать вам наиболее полную информацию, чтобы вы могли принять правильное решение объективно, а не руководствуясь эмоциями.

Для этого предлагаю вам:

* Узнать о заболеваниях матери, при которых врачи рекомендуют прервать беременность, о способах их лечения, контроля – о РЕАЛЬНОМ уровне опасности и путях его снижения.
* Узнать больше об основных врожденных патологиях плода, о возможностях лечения и реабилитации таких детей.
* Узнать больше о пренатальной диагностике и ее точности.

Прочтите. Я верю, что вы примете правильное решение. И помните: высшие силы помогают тем, кто прав.
Заболевания матери

Для начала немного официальной статистики Минздрава. Напомню: основная мысль тех, кто стремится оправдать аборт по медицинским показаниям, – то, что это должно спасти жизнь матери.

Как благородно. Но если взглянуть на цифры (напомню – абсолютно официальные; источник: Письмо Минздвасоцразвития РФ от 14.02.2007 №1064-ВС “О материнской смертности в Российской Федерации в 2005 году”), то картина вырисовывается весьма неожиданная. В структуре смертей от аборта первое место (более трети случаев!) занимают… да-да, именно аборты по медицинским показаниям. Вот вам и спасение жизни… Нелишне также заметить, что в структуре материнской смертности вообще аборты уверенно занимают первое место (25% случаев), уступая кровотечениям (23%), сепсису (17%), токсикозам (12%) и прочим причинам (разрывам матки, осложнениям анестезии, экстрагенитальным заболеваниям и др.).

Можно, конечно, возразить на это, что, мол, статистикой не охвачено количество спасенных с помощью аборта матерей. Но, замечу, точно так же нам никогда не узнать теперь, сколько бы из этих 35% выжило бы и доносило бы свое дитя, решившись сохранить беременность… Но одно не подлежит сомнению: выбрав аборт, они умерли.

Теперь обратимся к другому документу Минздрава, тому самому, в котором определен перечень медицинских показаний к убийству нерожденного ребенка. Это Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 №736 “Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности”.

Что же врачи относят к таким показаниям?

1. Туберкулез (в том числе “не подтвержденный бактериологически и гистологически”).
2. Краснуха (до 12 недель).
3. Злокачественные образования и заболевания крови (после 12 недель – по решению консилиума), требующие химиотерапии или лучевой терапии на область малого таза.
4. Сахарный диабет с тяжелой нефропатией, а также после трансплантации почки или с прогрессирующей пролиферативной ретинопатией.
5. Гиперпаратиреоз в тяжелой форме.
6. Акромегалия.
7. Пролактинома.
8. Синдром Иценко-Кушинга
9. Стойкие психические расстройства, слабоумие.
10. Тяжелые заболевания нервной системы (склерозы, болезнь Паркинсона, дистонии, тяжелая эпилепсия, выраженные нарушения сознания, дыхания, сердечной деятельности в результате острых нарушений мозгового кровообращения и др.)
11. Пороки сердца.
12. Болезни сосудов (аневризмы, эмболии, тяжелая гипертония).
13. Язва желудка или двенадцатиперстной кишки, осложненная кровотечением или стенозом привратника.
14. Хронический гепатит.
15. Цирроз печени (с осложнениями).
16. Острая жировая дистрофия печени.
17. Болезнь Крона (с осложнениями).
18. Неспецифический язвенный колит (с осложнениями).
19. Целиакия с нарушениями всасывания в тонкой кишке.
20. Грыжа брюшной стенки (значительных размеров с расхождением брюшной стенки)
21. Спаечная болезнь кишечника с приступами кишечной непроходимости.
22. Острый и хронический (в стадии обострения) гломерулонефрит.
23. Хроническая почечная недостаточность.

Это список болезней, не связанных с беременностью. Как мы видим, диагнозы достаточно серьезные. Далее я попыталась рассмотреть некоторые диагнозы подробнее, однако, как человек, далекий от медицины, вправе давать лишь самые общие советы. И главный из них таков: в любом случае, прежде чем принять решение, проконсультируйтесь с врачом, и желательно, не с одним, чтобы услышать несколько мнений. Вы вправе (и, я считаю, обязаны) знать все о том, почему именно вам предлагают прервать беременность, чем она вам грозит, чем грозит ребенку, каковы методы лечения, вероятность благоприятного исхода. Случаев, когда надежда выносить и родить отсутствует полностью, на самом деле немного, значительная часть диагнозов подразумевает лишь ту или иную степень риска для матери. Риск может быть как смертельным, так риском серьезного вреда здоровью (риск ослепнуть, например). Но в любом случае, вы должны узнать все о способах снижения такого риска.


Туберкулез и беременность.

До недавнего времени туберкулез являлся одним из наиболее частых показаний для искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям. В настоящее время вопрос о беременности при ТБС пересмотрен в связи с проведением в нашей стране широких оздоровительных и специальных противотуберкулезных мероприятий, усовершенствованием методов диагностики ТБС, внедрению в практику новых комплексных методов лечения (антибиотики, химиопрепараты, искусственный пневмоторакс, оперативные вмешательства на легких и грудной клетке). Кроме того, установлен тот факт, что прерывание беременности часто не облегчало состояние здоровья женщин, и, наоборот, еще более ухудшало течение основного заболевания.

В настоящее время сохранение беременности возможно у большинства женщин, больных туберкулезом, при систематическом наблюдении и лечении в туберкулезном диспансере и стационаре. Своевременное распознавание и систематическое лечение позволяет сохранить беременность у больных со свежевыявленными мелкоочаговыми процессами и ограниченными фиброзно-очаговыми образованиями, а также гематогенно-диссеминированным туберкулезом легких.

Прерывание беременности при ТБС показано при:

  • Фиброзно-кавернозном туберкулезе легких, который возникает в результате прогрессирующего течения любой формы ТБС с образованием каверны.
  • Активной форме туберкулеза позвоночника, таза, особенно с образованием абсцесса или фистулы; при туберкулезе тазобедренного, коленного, голеностопного суставов.
  • Двухстороннем, далеко зашедшем туберкулезе почек.

При наличии показаний сами врачи указывают на то, что прерывание беременности уместно только в ранние сроки (до 12 недель). Прерывание беременности в более поздние сроки не целесообразно и, как правило, способствует обострению и прогрессированию туберкулезного процесса.

При выявлении ТБС у беременных и возможности сохранить беременность необходимо начать комплексную специфическую терапию. Плановую госпитализацию при туберкулезе проводят три раза. В первые 12 недель беременности, 30-36 и 36-40 нед. лечение проводят в стационаре, в остальные месяцы беременности - в туберкулезном диспансере.

Прогноз. Ранняя диагностика и раннее начало лечения туберкулеза у беременных обеспечивают благоприятный исход беременности и родов для матери и плода.

Все новорожденные должны подвергаться профилактической вакцинации БЦЖ. Если у матери закрытая форма туберкулеза, она может кормить новорожденного грудью. [риск внутриутробного заражения плода существует при активных формах туберкулеза, но, однако, смею предположить, что даже зараженного ребенка можно пытаться лечить и вылечить – Р.В.]

После выписки из родильного дома женщина с новорожденным должны находиться под наблюдением туберкулезного диспансера, женской и детской консультаций.
Краснуха у беременной.

Это заболевание для мамы не опасно. Однако врачи настаивают на аборте из-за возможных тяжелых врожденных заболеваний и патологий ребенка.

Ключевое слово здесь – возможных. Т.е., ребенка еще не проверяли, ничего не выявили, а врач уже убеждает сделать аборт.

Какие же проблемы грозят малышу и какова их вероятность?

Опасность заключается в том, что вирус краснухи легко проникает через плаценту к плоду и может приводить к формированию пороков развития сердца, глухоте, катаракте, нарушению умственного развития. Если беременная женщина перенесла краснуху в первые 8-10 недель беременности, то риск появления одной или нескольких из перечисленных выше патологий у плода составляет от 20 до 50% (по другим источникам, этот показатель достигает 90%). Вероятность пороков снижается до 10-20%, если беременная заразилась краснухой в 11-16 недель. Вирус краснухи практически не оказывает никакого отрицательного действия на развитие малыша после 20 недели беременности.

Давайте подумаем. Да, патологии страшны, и риск их велик. Но пороки сердца у младенцев сейчас активно оперируются. Глухота и слепота печальны, но я бы не стала так однозначно решать за своего ребеночка, что для него лучше – жить глухим или слепым (а быть может, и глухота/слепота его будет излечима, хоть частично) или умереть. Да и отклонение в умственном развитии бывает различным…

Опять же, мне кажется поводом задуматься “разброс во мнениях” насчет вероятности. Все цифры (как высокие (60, 90%), так и куда более скромные (20-50%)) я брала с сайтов медицинских учреждений. Врачам нет смысла рисковать, давая заниженные показатели. Поэтому мне кажется, что вопрос лишь в том, кто на сколько завысил (подстраховав себя: ведь куда как проще сделать пациентке аборт, чем потом выслушивать ее обвинения (а то и отвечать в суде) – почему у меня такой ребенок, вы же сказали что все обойдется???!!!). А следовательно, более близкими к реальности представляются все же меньшие цифры.

Замечу, для женщин, отказавшихся прервать беременность, введение Ig G (иммуноглобулина G) может быть мерой профилактики инфекции у плода.

Если вы еще не беременны, обязательно пройдите вакцинацию против краснухи. Это с практически стопроцентной вероятностью убережет в дальнейшем вашего будущего ребенка.

Помните, что наличие в крови антител к вирусу краснухи не всегда опасно для ребенка (например, если недавно была сделана прививка). Необходимость предохранения после прививки обусловлена не опасностью прививки для плода, а необходимостью времени для выработки иммунитета, иначе есть опасность забеременеть на фоне невыработавшегося еще иммунитета и риск заболеть диким вирусом до проявления защитного действия вакцины. Однако (и это очень важно!!!) если все же вакцина введена при беременности в первые её 3 месяца, вирус в тканях плода обнаруживается только в 3% случаев и не вызывает уродств, таким образом, показанием к прерыванию беременности вакцинация в ранние сроки не является.


Онкологические заболевания.

По онкологии сложно давать советы. Если протокол лечения требует химиотерапии или лучей – ваш малыш просто не выживет. Но если срок несколько месяцев, а прогресс опухоли не слишком стремителен – можно рискнуть доносить. В ремиссии шансов еще больше, хотя наверняка врачи будут убеждать прервать беременность, и не стану врать: риск очень высок. Ремиссия в любой момент может стать рецидивом. Это – целиком и полностью ваш выбор. Просто хочу сказать, что, пока оба живы, шанс остается всегда… Замечу, что ситуация, когда женщина решает сохранить беременность при раковом заболевании, все же не так уж редка, и у врачей есть некоторая практика в ведении такой беременности. Советую посмотреть материалы здесь и здесь.

Вот несколько реальных случаев врачебной практики:

  • Женщине диагностировали рак молочной железы в начальной стадии. Она выбрала аборт и немедленное лечение, поскольку у нее уже было двое детей, жизнь которых зависела от нее.
  • Женщина ждала своего первого ребенка, когда была диагностирован рак молочной железы. Она согласилась на аборт, чтобы начать терапию немедленно. Опухоль вылечить не удалось, и сейчас она сильно сожалеет о потерянном ребенке.
  • Пациентке на 18 неделе беременности диагностировали рак шейки матки 1В стадии. Она предпочла ждать три месяца. На 32 неделе было сделано преждевременное родоразрешение, родился здоровый ребенок.
  • У матери трех маленьких детей на 8 неделе беременности была обнаружена опухоль молочной железы. Была сделана радикальная мастэктомия и выявлен рак молочной железы распространенно метастазировавший в регионарные лимфоузлы. Женщина пошла на химиотерапию, невзирая на риск для ребенка. Химиотерапия была начата на ранних сроках беременности, было проведено восемь курсов. Сейчас идет третий триместр беременности.
  • Женщине с диагностированным во время беременности раком яичников предложена немедленная гистерэктомия и химиотерапии. Она отказалась как от операции, так и от химиотерапии. Она сказала, что 12 лет пыталась завести ребенка, и ее не волнует собственная смерть, поскольку ребенка воспитает мать и муж.

Объективности ради следует отметить, что в связи с гормональной перестройкой организма, беременность может спровоцировать рецидив или быструю прогрессию некоторых видов опухолей. Однако, замечу, на момент аборта беременность УЖЕ ЕСТЬ, а следовательно, и влияние гормонов – тоже (так что процесс, который запущен беременностью, совсем не обязательно остановится после аборта).

Тем не менее, уже появляются данные об успешном лечении опухолей во время беременности при условии, что лечение было начато после 12-й недели беременности.

Я привела лишь несколько примеров. Каждый диагноз я здесь подробно расписывать не буду: во-первых, получится средних размеров медицинская энциклопедия, а, во-вторых, я уже говорила и повторю – я не врач и не уверена, что данная мной информация объективна. Информацию по каждому диагнозу можно самостоятельно найти в интернете, используя поисковик с припиской после названия заболевания “сохранить беременность”.
Патологии беременности и плода.

В некоторых случаях течение беременности может осложняться различными патологическими состояниями, ставящими в опасность жизнь матери и плода.

Наиболее частыми осложнениями беременности являются: малокровие матери и плода, недоразвитие плода, внематочная беременность, токсикозы беременных, выкидыш, различные патологические состояния плаценты, гемолитическая болезнь плода и новорожденного.

Нужно отметить, что в большинстве случаев грамотное наблюдение за беременностью и оказание своевременной помощи беременной женщине могут либо предотвратить развитие осложнений, либо значительно облегчить их течение.

Есть, правда, и такие вещи как, например, внематочная и замершая беременность.
Замершая беременность.

Замершая беременность - один из видов родовых патологий. Замершая беременность проявляется в остановке развития плода, чаще всего в первом триместре. Часто случается, что нарушения диагностируют не сразу. Женщина может прекрасно себя чувствовать: иметь хороший аппетит, наконец-то избавиться от мучительного токсикоза, а главное, не иметь и малейших подозрений о прекратившемся развитии малыша. И только плановое обследование покажет, что сердцебиение не прослушивается, а, например, на 14 неделе беременности плод находится на стадии 9-недельного развития. При этом матка может продолжать увеличиваться из-за роста плаценты. Но некоторые тревожные сигналы ощутимы и без врачебного обследования. Иногда могут появляться необильные кровянистые выделения, а также кратковременные болевые схватки в низу живота.

Без сомнения, замершая беременность - сильнейшая психологическая травма для женщины. Ведь бывает, что даже запланированная беременность заканчивается неудачей. В чем же причины?

Чаще всего - серьезные генетические нарушения, абсолютно не зависящие от партнеров. В этом случае срабатывает принцип естественного отбора: ребенок с серьезными патологиями фактически не способен на полноценную жизнедеятельность. Но это, конечно же, не единственная предпосылка. Замершая беременность может возникнуть из-за инфекционных заболеваний матери: хламидиоза, токсоплазмоза, герпеса или по причине злоупотребления алкоголем, наркотиками, сигаретами.

Отмечу, что любой случай замершей беременности должен быть тщательно перепроверен, т.к. возможна и неправильная диагностика. Несомненно, мертвому телу не место в живом, но все же какое-то время есть (пара недель с момента смерти плода, прежде чем разлагающийся эмбрион спровоцирует опасную для жизни интоксикацию, хотя, разумеется, тянуть до конца этого срока крайне нежелательно). Так что если этот страшный диагноз прозвучал, я бы все же не бежала на чистку немедленно, а пришла на повторный анализ через несколько дней, лучше – к другому врачу и в другое медучреждение.

Внематочная беременность

В редких случаях оплодотворенная яйцеклетка имплантируется не в матке, а за ее пределами. В большинстве подобных случаев яйцеклетка имплантируется в фаллопиевых (маточных) трубах, реже на яичнике, а иногда и в брюшной полости. Внематочная или трубная беременность - серьезнейшее гинекологическое заболевание, требующее экстренного медицинского вмешательства.

Если эмбрион имплантируется вне маточной полости, для его роста и развития нет ни достаточного пространства, ни необходимых средств питания. Маточные трубы слишком узки для стремительно растущего плода, поэтому существует опасность их повреждения и разрыва. Быстрый рост эмбриона может привести к разрыву органа, в котором он имплантировался, что вызывает обильное кровотечение. Это подвергает опасности жизнь беременной женщины.

Естественно, спасти такую беременность невозможно. Можно лишь подстраховаться от ее наступления. Для этого надо знать о причинах, по которым плодное яйцо закрепляется вне матки.

Это патологическое состояние обусловлено изменениями в строении маточной трубы, из-за которых оплодотворенной яйцеклетке трудно добраться до полости матки. Среди главных причин подобных изменений - перенесенные инфекции матки, ее придатков или мочевого пузыря. Кроме того, к внематочной беременности могут привести врожденные аномалии в строении труб, их доброкачественные опухоли, хирургические операции на маточных трубах, эндометриоз (воспаление слизистой оболочки стенки матки), а также аборты и гормональные нарушения. Эти факторы способствуют сужению просвета трубы и изменению ее перистальтики и, как следствие, нарушению проходимости.

Внематочная беременность, по мнению некоторых специалистов, может быть и следствием использования спирали в качестве контрацептивного средства.

Также большую роль играют инфантилизм и различные эндокринные расстройства, изменяющие перистальтику труб.

Есть исследования об увеличении риска внематочной беременности при использовании таблеток-контрацептивов типа “мини-пили”.

Так что, чтобы снизить риск, следует, прежде всего - вовремя лечить воспалительные процессы в малом тазу. До планируемой беременности необходимо сделать комплексное обследование на наличие хламидий, микоплазм, уреаплазм и других патогенных микробов, чтобы поскорее от них избавиться. Это обследование вместе с вами должен пройти и отец ребенка.

Если у Вашего ребенка подозрение на патологию развития.

Пороки развития — аномалии развития, совокупность отклонений от нормального строения организма, возникающих в процессе внутриутробного или, реже, послеродового развития.

Их следует отличать от крайних вариантов нормы. Пороки развития возникают под действием разнообразных внутренних (наследственность, гормональные нарушения, биологическая неполноценность половых клеток и др.) и внешних (ионизирующее облучение, вирусная инфекция, недостаток кислорода, воздействие некоторых химических веществ) факторов. Со второй половины ХХ века отмечается значительное учащение пороков развития, особенно в развитых странах.

Причины 40-60% аномалий развития неизвестны. К ним применяют термин “спорадические дефекты рождения””, термин, обозначающий неизвестную причину, случайное возникновение и низкий риск повторного возникновения у будущих детей. Для 20-25% аномалий более вероятна “многофакторная” причина — комплексное взаимодействие многих небольших генетических дефектов и факторов риска окружающей среды. Остальные 10-13% аномалий связаны с воздействием среды. Только 12-25% аномалий имеют чисто генетические причины.

Существуют три основных типа врожденных пороков:

1. Врожденные физические аномалии
2. Врожденные ошибки метаболизма
3. Другие генетические дефекты

О дефектах и их коррекции можно почитать, например, здесь и здесь. Там же приведены информативные ссылки, правда, в основном, на иноязычные сайты.

Одним из наиболее известных пренатально диагностируемых генетических дефектов является трисомия по 21 хромосоме – т.н. синдром Дауна.

Распространено мнение, что человек с синдромом Дауна (СД) – это вообще не человек, а растение, он ничего не понимает, глубоко несчастен и уничтожить такого – милосердие. Так вот, это тот случай, когда я как раз говорю о том, что знаю не понаслышке: у меня подрастает племянница с этим диагнозом.

Сразу скажу: сведения о полной необучаемости и уродстве людей с этим генетическим дефектом сильно преувеличены. Это связано, главным образом, с тем, что информация о людях с синдромом практически полностью берется по данным спецучреждений – интернатов. Нужно помнить, что средний коэффициент интеллектуального развития детей (любых) в детских домах всегда несколько меньше, чем у их “домашних” ровесников. С чем это связано, наука объяснить не в силах, т.к. такая тенденция характерна и для вполне благополучных учреждений, с неравнодушным персоналом, достаточным количеством игрушек и занятиями. И, естественно, в гораздо большей степени это распространяется на детей с различными патологиями развития – им в спецучреждениях уделяют самый минимум внимания, никто не стремится их всерьез чему-то научить, развить: ведь будущего у таких детей все равно нет, их удел прожить и умереть за стенами интерната. Финансирование таких учреждений минимально, персонала не хватает, в итоге уход сводится к кормлению и элементарным гигиеническим мероприятиям. Поместите в такие условия ЛЮБОГО ребенка с рождения – через пару лет вы получите клиническую картину полного идиота.

Официальной же статистики по детям с СД, воспитывающихся в семьях, пока нет. Но даже самые поверхностные наблюдения говорят, что между обычным ребенком и ребенком с СД нет запредельной пропасти. Эти дети способны обучаться и развиваться, в своем особом, значительно более медленном темпе, но они осваивают все то же, что и любой ребенок: ходьбу, речь, бытовые навыки, чтение, письмо, арифметику. Есть множество примеров достижения людьми с этим диагнозом значительных успехов в спорте, музыке, танцах. Мой земляк, 20-летний воронежец Андрей Востриков – гимнаст, золотой призер Параолимпийских игр. Мария Нефедова - официальная сотрудница развивающего центра для детей “Даунсайд Ап”, актриса, флейтистка, пишет книгу.

Реальность такова: да, в большинстве своем это люди с серьезной умственной отсталостью. Но степень этой отсталости все же не абсолютна. К тому же, вопреки сложившемуся мнению, эти дети обучаемы, каждый в своем уникальном пределе (как, собственно и вообще любой человек – кто-то становится академиком, а кто-то, учившийся в той же школе у тех же учителей – мойщиком окон), но у каждого, при условии разнообразных развивающих занятий, есть определенный потенциал для развития. У всех он разный: я знаю детей, которые сейчас учатся в обычных школах с обычными детьми, но есть и те, кто едва-едва тянет программу коррекционной. Не все даже взрослые умеют полноценно говорить. Мало кто полностью социально адаптирован (т.е. способен сам ориентироваться в городе, куда-то ездить без сопровождения, совершать покупки, оплачивать счета и т.п.), лишь единицы трудоустроены (однако дело здесь в большей степени не в невозможности работать – довольно большой спектр деятельности вполне по силам людям с СД, а в стереотипах общества: работодателю достаточно услышать диагноз, чтобы отмахнуться от человека, даже не пообщавшись с ним). Но я не уверена, что право быть/не быть человеку определяется только такой, упрощенной, сугубо утилитарной, полезностью обществу.

Есть и другая полезность. Примерно та же, что бывает от таскания тяжестей. Казалось бы, есть все условия для того, чтобы не поднимать ничего тяжелее стакана – а между тем даже офисные работники (если им на себя не наплевать) после окончания рабочего дня спешат в спортзал. И это не просто польза для тела – поддержание физической формы. Не меньшее значение имеет момент преодоления – тренировки воли, уверенности в себе, решимости.

Рождение больного (причем без шансов на излечение) ребенка – это, вне всякого сомнения, трагично. Но это момент выбора, того самого выбора, который делает нас не частью массы, не набором энных общественно-полезных функций, а именно людьми.

Выбор, выбор… это мой личный выбор, как ты смеешь меня упрекать – во все времена кричит мразь всех мастей, оправдывая трусость и подлость. Как же можно так исказить древнее, как само человечество, священное, данное нам свыше право выбора??? Да очень просто: аккуратненько так забыть, что вместе с правом на выбор нам была дана обязанность сделать его правильно, выраженная в ответственности за результаты своих поступков.

И вот он, выбор: убить нерожденного (кстати, на весьма немалом сроке, когда он уже отличается от новорожденного, фактически, только размерами и весом)? Оставить дитя в роддоме, обрекая на короткую и страшную, действительно растительную жизнь без возможностей для развития? За что? Его вины нет ни в чем. Значит, совершить заведомую несправедливость, оправдываясь кучей, несомненно, более чем уважительных причин и возвращаться к дальнейшему существованию в форме “биомассы”.

Другой вариант: оставить ребенка у себя. И вот здесь – снова куча вариантов. Естественно, возникает энное количество специфических сложностей, связанных с его воспитанием, развитием, интеграцией в общество. Их решение требует и сил, и времени, и материальных затрат, и, главное, определенных душевных и волевых качеств. Так вот, кто-то, забрав дитя, начнет страдать по “загубленной жизни” со всеми следствиями из этого увлекательного процесса в виде потери работы и нежелания искать новую, развала в личной жизни, алкоголя и т.д. и т.п. Ребенку при таком раскладе все равно не уделяется должного внимания, вся его роль – быть универсальной “самоотмазкой” (вот все бы у меня могло быть хорошо, если б не он).

Замечу еще, что для достижения этого варианта совершенно не обязательно, чтоб ребенок был инвалидом. И на обычного так же можно свалить все жизненные неудачи (ах, вот если б я тогда сделала аборт… сейчас бы замужем за миллионером была, не меньше). А если нет ребенка, то найдется другая столь же уважительная причина (ах, вот если бы я тогда пошла учиться… ах, вот если б я не тратила, как дура, лучшие годы на учебу… ах, вот если бы я…).

Третий вариант: посвятить свою жизнь полностью “служению” своему ребенку. Этакое самопожертвование. Ребенок при этом раскладе вроде бы ухожен, им занимаются, для него стараются сделать все возможное и невозможное. Но любят ли его? Видят ли в нем человека, личность, или же воспринимают как набор навыков (вот этому и этому мы научились, а еще надо научиться вот этому, этому и этому, и тогда мы будем почти нормальные)? Стоит ли говорить и о том, что такие родители тратят колоссальные усилия и не видят радости в жизни: им просто некогда остановиться и порадоваться, ведь эти драгоценные минуты можно использовать на массаж/кружок рисования/занятия с логопедом/физкультуру/подставь нужное. Замечу также, что “КПД” их усилий все равно достаточно низок. Вообще, “натаскивание”, “дрессировка” ребенка на овладевание “нужными для жизни навыками”, дает, вроде бы заметные, но на самом деле очень поверхностные результаты. Вроде бы подросший инвалид умеет много, легко выполняет стандартные тестовые задания, но за рамками этих тестов для него – полная неизвестность. Работая над конкретными заданиями, ему не оставляли места на жизнь, ориентирование в ней, не давали времени и возможности применить полученные знания, самому осмыслить что-то, пусть по-своему, пусть с трудом и наивно там, где, казалось бы, все элементарно и очевидно.

А ведь есть четвертый вариант: вариант, при котором ребенка любят. Любят не потому, что он умнее, чем Вася, Петя или Ярослав с тем же диагнозом, не потому, что вот наконец-то он освоил буквы, не потому, что научился пользоваться ложкой и вилкой, а ведь мог и не научиться. Его любят, потому что он добрый, потому что он старается, потому что он такой же ребенок, как любой другой, просто со своим темпом развития. Скажу по собственному опыту: малыш с синдромом Дауна в своем развитии проходит все те же самые этапы, что и любой здоровый ребенок, просто значительно медленнее. К примеру, средний возраст, в котором дети начинают ходить – 1 год. Ксюша пошла в 2 года. Но ведь пошла! И сейчас уже, в свои 2,3 ходит не намного хуже здоровых сверстников. Осваивает такие понятия, как большой-маленький, формы, цвета, много, разнообразно, активно играет игрушками во все те же игры, что и любой двухлетний ребенок: кормит и укладывает спать кукол, “звонит” по игрушечному мобильнику (причем прекрасно различает, например, мобильник и пульт от телевизора, применяя каждый предмет в соответствии с назначением) строит простенькие башни из кубиков, собирает пирамидку, матрешку, сортеры. Наиболее заметно отставание в речи: в свои два с лишним года моя племянница говорит только отдельные слова. Но суть – не в сравнении ее со здоровыми, “46-хромосомными” детьми. Суть в том, что это живая, активная, очень красивая маленькая девочка. Да, она не вырастет красоткой модельной внешности, да, ей навряд ли доведется решать квадратные уравнения, а возможно, и программа начальной школы будет не по зубам (хотя мы верим, что наша девочка достигнет максимума в рамках своих возможностей). Но она живет, любит, познает мир, общается, она не несчастна. И она не обуза, не нагрузка, отнюдь. Появление такого ребенка дает возможность по-другому воспринимать жизнь, острее, ярче, радоваться самым простым вещам. Ну вот, к примеру: начал ходить обычный ребенок. Да, радость, но ничего особенного. Ну, не пошел в год, пойдет через месяц, никуда не денется. А пошел ребенок, который мог и не встать на ноги никогда??? Улавливаете разницу? Это каждый раз восторг свершившегося чуда и одновременно восторг победы. Первый шаг, первое слово, успешно собранная пирамидка, первая фраза, прочитанное по слогам слово “мама”, рассказанное на утреннике четверостишие – все это ПОБЕДЫ. Достигнутые ценой собственных усилий, занятий, любви и самоотдачи, которая совсем не синоним самопожертвования. Это происходит само собой, если не замыкаться на своих псевдостраданиях: откуда-то берутся силы и желание действовать, уверенность в себе, радость от самого незначительного успеха создает своего рода резонанс, которого хватает на насыщенную, яркую и разнообразную жизнь, даже на помощь другим. То, что у вас ни на что больше не хватит времени, – самообман. Примерно то же другая скажет и про обычного ребенка, пытаясь оправдать аборт. А реальность такова, что времени может ни на что не хватать, даже когда нет никакого ребенка. Времени, его вообще никогда много не бывает. А если захочешь, то время найдется всегда. Воспитание “особого” ребенка принципиально не отличается от воспитания обычного. Да, дополнительные затраты времени, несомненно, будут, но не надо думать, что для развития малышу необходимо, чтобы от него не отходили сутками, “впихивая” знания (я уже отмечала выше неэффективность такого пути).

Так вот, о полезности: если выберешь правильный путь, то станешь сильнее, увереннее, терпимее, научишься оперативно решать необходимые задачи, остро ценить даже небольшие радости. Научишься побеждать. Парадокс: семьи, в которых есть ребенок с СД, в подавляющем большинстве случаев многодетны (несмотря на распространенную сказку о том, что, родив больного, навсегда лишаешь себя шансов вырастить здорового). У них множество друзей (в частности, длительные и теплые, по-настоящему дружеские отношения складываются с другими такими же семьями), вопреки сказке о том, что люди, взвалившие на себя этот “груз”, обречены на одиночество и никому не нужны. Братья и сестры особого ребенка, как правило, более ответственны по сравнению со сверстниками, умеют за себя постоять, более сдержанны и терпимы. А если кратко – эти семьи всегда счастливы, если только позволяют себе быть счастливыми. Поэтому я бы не спешила говорить о бессмысленности этого “груза”.

Подводя итог, позволю себе быть категоричной: я настаиваю на том, что диагноз “Синдром Дауна”, являющийся наиболее частой причиной абортов по медпоказаниям (причем в большинстве случаев – на поздних сроках!!!) не может и не должен быть причиной для убийства!

Есть и другие диагнозы. СД – один из самых невинных. Встречаются (к счастью, гораздо реже!) еще синдромы Патау, Ретта и т.д. Это те случаи, когда ребенок, чаще всего, нежизнеспособен. Многие погибают еще до рождения, другие в первый год жизни. Доживших до взрослого возраста во всем мире единицы. По этой причине о перспективах и возможностях для развития таких деток я не могу сказать ничего определенного. “Глубокая умственная отсталость, множественные пороки развития органов” - пишут, как обычно, врачи. А степень “глубины” никого не интересует.