Главная  »  Рождение ребенка  »  Закаляемся с пелёнок

Закаляемся с пелёнок


Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский считал, что понятие закаливания пришло в медицинскую науку из техники, где под ним подразумевается превращение относительно мягкого металла в более твердый, упругий и прочный. Так и по отношению к человеку: под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма всем вредным влияниям, которым он подвергается. Такая тренировка полезна всем, но для маленьких детей она приобретает особое значение.


Зачем нужно закаливание?

От того, как растет и разви­вается ребенок в первые годы своей жизни, будет зависеть его здоровье в дальнейшем. Сталки­ваясь с массой микробов и виру­сов, только что родившийся ма­лыш часто оказывается безза­щитным передними. Частые ин­фекционные заболевания в пер­вые годы жизни способны исто­щить и так еще неокрепший ор­ганизм крохи, отразившись на его физическом и нервно-психи­ческом развитии. Но все же при­рода наделила новорожденного множеством приспособитель­ных и защитных механизмов. Это и механизмы терморегуля­ции, предупреждающие перег­ревание и переохлаждение, и иммунная система, способная вырабатывать факторы защиты против микробов и вирусов, и барьерные механизмы кожи, ды­хательных путей, кишечника.

Создавая тепличные условия для жизни любимого крохи, мы лишаем работы врожденные ме­ханизмы адаптации. В результа­те солнце, воздух и вода, жиз­ненно необходимые малышу, становятся для него опасными. Закаливание является самым простым и доступным и в то же время очень эффективным спо­собом укрепления защитных сил организма. У незакаленного че­ловека при охлаждении сужают­ся не только сосуды кожи, но и сосуды носоглотки. При этом клетки слизистой оболочки носа начинают плохо снабжаться кровью, снижается выделение ими защитных веществ, способ­ных убивать вирусов и микро­бов. Если же ребенок закален­ный, то под влиянием холода со­суды вначале сужаются, а потом резко расширяются. Во время закаливания мы как бы трениру­ем способность сосудов изме­нять свой просвет (сужаться илирасширяться) под воздействием различных температур. Закали­вание также способствует пра­вильному обмену веществ, ока­зывает положительное влияние на физическое развитие ребенка. Закаливание проводят, ис­пользуя воздействие на орга­низм ребенка факторов окружа­ющей нас среды - воздуха, во­ды, солнца. Для детей первого года жизни наиболее приемлемо закаливание воздухом и водой.


Солнце, воздух...

Закаливание воздухом следу­ет начинать с создания опти­мального температурного ре­жима в помещении, где находит­ся малыш. Для новорожденного ребенка температура воздуха в комнате должна быть +23 °С, в возрасте 1—3 месяцев — + 21—22 °С, в возрасте от 3 месяцев до 1 года — +20—21°С, а старше 1 года-----18—20 °С. Необходимо ежедневно проветривать помещение. Сквоз­ное проветривание можно прово­дить лишь в то время, когда ма­лыша в комнате нет. Зимой про­ветривать комнату следует 4—5 раз в день по 10—15 минут, а ле­том можно постоянно держать открытой форточку. При этом воздух в комнате обогатится кис­лородом, а снижение температу­ры воздуха на 1 —2 °С имеет за­каливающий эффект. Не секрет, что младенцы более комфортно чувствуют себя именно не в душ­ном помещении, особенно это касается детей с неврологичес­кими нарушениями.

Одними из первых закалива­ющих процедур для малыша яв­ляются воздушные ванны, ко­торые он начинает получать уже с первых минут своей жизни. Они усиливают обмен веществ, повышают поступление кисло­рода в организм не только через легкие, но и через кожу, улучша­ют состояние нервной системы, активизируют механизмы тепло­обмена, оказывая тренирующий эффект на сосуды кожи.

На первом году жизни воздуш­ные ванны младенец получает во время пеленания и переодевания, проведения гимнастики и масса­жа. Их проводят при температуре в комнате +20—23 °С для ребен­ка первого года жизни, постепен­но снижая температуру до +18—19 °С на втором году жизни.

В первом полугодии жизни воздушные ванны начинают проводить, оставляя кроху раз­детым на 1—2 минуты, в даль­нейшем ежедневно прибавляя по 1 минуте и постепенно увели­чивая время процедуры до 10— 15 минут, а у детей во втором по­лугодии жизни — до 30 минут. Во время процедуры ребенок обязательно должен активно двигаться. Со второго месяца жизни воздушные ванны лучше сочетать с массажем и гимнасти­кой. Если малыш беспокоится, икает, появились «гусиная кожа» и частые мочеиспускания, веро­ятно переохлаждение — необхо­димо прекратить проведение воз­душной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжитель­ность.

Уже с первого месяца жизни необходимо приучать ребенка к прогулкам на свежем воздухе.

Пребывание на свежем воздухе улучшает сон и аппетит, является средством профилактики рахита, повышает сопротивляемость ды­хательных путей инфекциям.

В летнее время новорожден­ного впервые выносят на про­гулку со второй недели жизни. Время первых прогулок— 15—20 минут; постепенно его дово­дят до 6—8 часов в день. В хо­лодное время года прогулки на­чинают с 2—3-недельного воз­раста при температуре воздуха не ниже -5°С, начиная с 10—15 минут и постепенно, в течение 10—14 дней, увеличивая про­должительность прогулки до 1,5—2 часов 2 раза в день. В возрасте 1 —3 месяцев выносить детей на прогулку можно при температуре воздуха до -10 °С, а старше 6-месячного возраста — до -15 °С. В более холодную по­году прогулки можно проводить на застекленном балконе либо в комнате при открытой балкон­ной двери. Во время прогулки постоянно следите за самочув­ствием ребенка. Спокойный сон, розовый цвет лица, теплые руч­ки, ножки и нос свидетельствуют о том, что малыш чувствует себя комфортно, а значит, одет по по­годе. Если во время прогулки ре­бенок беспокоен, лицо бледное, а нос и конечности холодные, -это говорит о переохлаждении. Беспокойный сон, потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко. Закали­вать закутанного в несколько слоев одежды, оберегаемого от малейшего дуновения воздуха ребенка — занятие бесперспек­тивное.

В летнее время во время прогулки на свежем воздухе ма­лыши могут принимать свето-воздушные ванны. Прямые сол­нечные лучи противопоказаны детям первого года жизни, так как маленькие дети очень чувствительны к воздействию ультрафиолета. Лучше, если ре­бенок будет находиться под рас­сеянными солнечными лучами, в кружевной тени деревьев. Летом грудные дети должны принимать свето-воздушные ванны притемпературе воздуха +22— 24 °С в безветренную погоду. Во время бодрствования через 1 — 1,5 часа после еды ребенка раз­девают, оставляя голеньким на несколько минут (для грудных детей следует начинать с 3 ми­нут, для более старших — с 5 минут) и постепенно увеличивая время процедуры до 30 минут. Оптимально проводить ванны в утренние часы: в средней полосе России — с 9 до 12 часов, в жар­ком климате — с 8 до 10 часов. Во время проведения процедур малыш должен быть активным (играть игрушками, ползать или ходить), а на голове у него обяза­тельно должна быть панамка. Если годовалый малыш хорошо переносит свето-воздушные ванны, со временем его можно подставить под прямые солнеч­ные лучи, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая продол­жительность до 5—10 минут. Лучше принимать солнечные ванны в утренние (с 8 до 10 ча­сов) или вечерние часы (после 17 часов). Если во время проце­дуры малыш беспокоен, возбуж­ден, появились испарина и пок­раснение лица, необходимо прекратить процедуру, перемес­титься в тень и напоить ребенка водой.


...И вода

Наиболее сильным и эффек­тивным средством закаливания является вода. Привычные для малыша умывание, гигиеничес­кая ванна, душ могут быть ис­пользованы в оздоровительных целях. Водные процедуры могут быть местными (умывание, обти­рание, ножные ванны) и общими (гигиеническая ванна, облива­ние, плавание). Для получения закаливающего эффекта необхо­димо соблюдать контрастность воздействия, постепенно снижая температуру воды и увеличивая время воздействия. Правильно проводимые водные процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции.

Закаливание умыванием у детей первого года жизни прово­дят водой +28 °С, умывая лицо и кисти рук. Постепенно температуру воды снижают на 1 °С каждые 2—3 дня, доводя ее до +22—20 °С. С возрастом рас­ширяют площадь воздействия, умывая лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтей.

Как только малыш привык­нет к водным процедурам, пере­ходите к обтиранию. Ослаблен­ным и недоношенным детям в течение 1—2 недель желатель­но сначала проводить растира­ния сухой фланелевой рукавич­кой до слабого покраснения ко­жи, а затем уже начинать влаж­ные обтирания. Обтирание де­тей первого года жизни начина­ют водой температуры 34 — 35 °С, постепенно понижая тем­пературу до 28 °С в течение 2— 3 недель (на 1 °С каждые 3—4 дня). Смоченной в воде вареж­кой из фланелевой либо махро­вой ткани обтирают сначала руч­ки (от кисти до плеча), затем ножки (от ступни до колена) в течение 1 —2 минут. Через 1 —2 недели детям в возрасте 3 меся­цев и старше обтирают ручки, затем ножки, постепенно добав­ляя обтирание груди (круговыми движениями по часовой стрелке, обходя соски), спины (от середи­ны позвоночника к бокам по хо­ду ребер) и живота (по ходу ча­совой стрелки — центр в области пупка). Сразу после влажного обтирания каждую часть тела надо обязательно вытирать на­сухо до легкого покраснения.

Ученые доказали, что подош­вы стоп — одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. На коже стоп распола­гается множество нервных окон­чаний, рефлекторно связанных со всеми органами и системами на­шего организма. На стопе распо­лагаются терморецепторы (нерв­ные окончания, которые реагиру­ют на холод и тепло). Стоит неза­каленному малышу промочить ноги, как тут же появляются пер­вые признаки болезни. Поэтому закаливание этих рецепторов имеет особое значение. * Наиболее распространенным для детей на пер­вом году жизни является местное обливание ног.

При этом можно использовать как обливание с постепенным снижением температуры воды, так и применение контрастного обливания ног.

Обливание стоп начинают водой температуры +36—35 °С, снижая температуру воды каждые 3—4 дня на 1 °С и доводя ее до +30 °С для детей первого полугодия жизни и до +28 °С во втором полугодии. Обливание стоп у детей старше года проводят водой +26—24 °С.

При проведении контрастного обливания ног или контрастных ножных ванн необходимо соблю­дать правило: обливать или погружать в холодную воду можно только теплые ножки. Сначала ноги об­ливают теплой водой (+36 °С), затем холодной (+24—20 °С), а в конце — снова теплой (+36 °С).

Контрастные ножные ванны можно прово­дить в виде игры, перемещая ножки ребенка из тазика с теплой водой в тазик с холодной. При этом температура теплой воды должна быть +36—38 °С, а холодной — в первый раз на 3— 4 °С ниже. Каждые 5 дней температуру в тазике с холодной водой понижают на 1 °С, постепенно доводя до +24—20 °С. За одну процедуру прово­дят от 3 до 6 погружений. У здоровых детей про­цедуру следует заканчивать холодной водой, а у ослабленных — теплой.

Летом, если малыш уже начнет топать, не бойтесь дать ему возможность побегать босиком по земле, песку, траве. Вы увидите, сколько ра­дости испытает он от этого!

Сильнодействующие методы водного закали­вания (моржевание, баня, сауна), как правило, применяются для детей с 2—3 лет, когда орга­низм малыша уже адаптировался к испытанным ранее более щадящим методам.

К сожалению, закаливание не сможет огра­дить малыша от всех болезней, но, безусловно, поможет ему более легко и быстро преодолеть любые болезненные состояния, так как организм закаленного ребенка лучше сопротивляется ин­фекциям и активнее с ними борется.


Перед тем как начать закаливать ребенка, необходимо знать некоторые правила

  • Процедуры следует прово­дить систематически во все време­на года без перерывов, так как на­иболее значимый и стойкий зака­ливающий эффект возникает лишь при повторении темпера­турных нагрузок. При прекраще­нии процедур у детей на первом году жизни эффект закаливания исчезает в более короткие сроки, чем у взрослых, — через 5—7 дней. В зависимости от времени года за­каливающие процедуры должны заменяться, а не отменяться. Зака­ливание будет иметь эффект лишь в том случае, если оно станет для ребенка составляющей его естест­венного образа жизни и будет со­четаться с обычными для него ме­роприятиями, такими, как умыва­ние, воздушные ванны, гимнасти­ка, прогулка, игра, купание, сон
  • Проводя закаливание, необ­ходимо усиливать воздействие постепенно. Переходя от более слабых по воздействию процедур к более сильным (например, от обтирания к обливанию, затем к принятию душа, купанию), необ­ходимо постепенно увеличивать и их продолжительность.
  • Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Чтобы получить оздоро­вительный эффект от закалива­ния, каждое температурное воз­действие должно соответствовать возможностям организма. Нес­мотря на более интенсивные об­менные процессы в организме, нужно помнить, что маленькие дети в силу незрелости механиз­мов теплообмена охлаждаются значительно быстрее взрослых. Особенно это касается недоно­шенных и ослабленных детей.


В период ранней адаптации - сразу после рождения и до 1-го месяца жизни - к закаливающим процедурам относятся лишь воз­душные ванны перед каждым пе­ленанием, свободная хлопчатобу­мажная одежда с раскрытыми ру­кавами распашонок для свобод­ного доступа воздуха к коже, ежедневное купание в специаль­ной детской ванночке. А груднич­ковое плавание как мощную зака­ливающую процедуру можно на­чинать лишь с 3 недель жизни, когда ребенок уже прошел первый этап адаптации к новому самосто­ятельному существованию, но при этом не утратил еще безусловных рефлексов и «не забыл» внутриут­робной жизни в среде, близкой к водной.

Перед началом закаливания необходимо обязательно посове­товаться с врачом. Если малыш за­болел, продолжать закаливание нельзя до полного выздоровле­ния!

Следует отметить, что физио­логическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наобо­рот, подавления иммунной актив­ности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном зака­ливании ребенка низкими темпе­ратурами, например при облива­нии ледяной водой. Поэтому боль­шинство врачей, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают, что ку­пание в ледяной воде противопо­казано детям.

  • Необходимо стремиться, что­бы закаливание вызывало у ре­бенка только положительные эмо­ции. Не настаивайте на выполне­нии процедуры, если кроха рас­строен, плачет, лучше отложите ее проведение на время или перене­сите на следующий день. Если ре­бенок боится, попробуйте прово­дить процедуры в форме игры.
  • Важно следить за состоянием ребенка во время закаливания. Начинать закаливающие проце­дуры можно лишь в том случае, если тело, ручки и ножки малыша теплые. Если ребенок охлажден, а значит, его сосуды сужены, выра­ботать положительную реакцию на закаливание не получится - он лишь еще больше охладится. Се­анс закаливания надо тотчас прек­ратить, если малыш напряжен, скован, дрожит, а тело его бледное или даже посинело. Пользы от это­го не будет. В следующий раз ис­пользуйте более высокую темпе­ратуру, так как во время закалива­ния тело малыша должно быть ро­зовым, а сам он - подвижным, ак­тивным, полным энергии.

 В следующих статьях, мы расскажем Вам, про то, как подобрать имя ребенку и про кормление грудью, детское питание также.

Сайт для женщин Как забеременеть Как похудеть Форум для женщин Витамины