Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский считал, что понятие закаливания пришло в медицинскую науку из техники, где под ним подразумевается превращение относительно мягкого металла в более твердый, упругий и прочный. Так и по отношению к человеку: под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма всем вредным влияниям, которым он подвергается. Такая тренировка полезна всем, но для маленьких детей она приобретает особое значение.
Зачем нужно закаливание?
От того, как растет и развивается ребенок в первые годы своей жизни, будет зависеть его здоровье в дальнейшем. Сталкиваясь с массой микробов и вирусов, только что родившийся малыш часто оказывается беззащитным передними. Частые инфекционные заболевания в первые годы жизни способны истощить и так еще неокрепший организм крохи, отразившись на его физическом и нервно-психическом развитии. Но все же природа наделила новорожденного множеством приспособительных и защитных механизмов. Это и механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение, и иммунная система, способная вырабатывать факторы защиты против микробов и вирусов, и барьерные механизмы кожи, дыхательных путей, кишечника.
Создавая тепличные условия для жизни любимого крохи, мы лишаем работы врожденные механизмы адаптации. В результате солнце, воздух и вода, жизненно необходимые малышу, становятся для него опасными. Закаливание является самым простым и доступным и в то же время очень эффективным способом укрепления защитных сил организма. У незакаленного человека при охлаждении сужаются не только сосуды кожи, но и сосуды носоглотки. При этом клетки слизистой оболочки носа начинают плохо снабжаться кровью, снижается выделение ими защитных веществ, способных убивать вирусов и микробов. Если же ребенок закаленный, то под влиянием холода сосуды вначале сужаются, а потом резко расширяются. Во время закаливания мы как бы тренируем способность сосудов изменять свой просвет (сужаться илирасширяться) под воздействием различных температур. Закаливание также способствует правильному обмену веществ, оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка. Закаливание проводят, используя воздействие на организм ребенка факторов окружающей нас среды - воздуха, воды, солнца. Для детей первого года жизни наиболее приемлемо закаливание воздухом и водой.
Солнце, воздух...
Закаливание воздухом следует начинать с создания оптимального температурного режима в помещении, где находится малыш. Для новорожденного ребенка температура воздуха в комнате должна быть +23 °С, в возрасте 1—3 месяцев — + 21—22 °С, в возрасте от 3 месяцев до 1 года — +20—21°С, а старше 1 года-----18—20 °С. Необходимо ежедневно проветривать помещение. Сквозное проветривание можно проводить лишь в то время, когда малыша в комнате нет. Зимой проветривать комнату следует 4—5 раз в день по 10—15 минут, а летом можно постоянно держать открытой форточку. При этом воздух в комнате обогатится кислородом, а снижение температуры воздуха на 1 —2 °С имеет закаливающий эффект. Не секрет, что младенцы более комфортно чувствуют себя именно не в душном помещении, особенно это касается детей с неврологическими нарушениями.
Одними из первых закаливающих процедур для малыша являются воздушные ванны, которые он начинает получать уже с первых минут своей жизни. Они усиливают обмен веществ, повышают поступление кислорода в организм не только через легкие, но и через кожу, улучшают состояние нервной системы, активизируют механизмы теплообмена, оказывая тренирующий эффект на сосуды кожи.
На первом году жизни воздушные ванны младенец получает во время пеленания и переодевания, проведения гимнастики и массажа. Их проводят при температуре в комнате +20—23 °С для ребенка первого года жизни, постепенно снижая температуру до +18—19 °С на втором году жизни.
В первом полугодии жизни воздушные ванны начинают проводить, оставляя кроху раздетым на 1—2 минуты, в дальнейшем ежедневно прибавляя по 1 минуте и постепенно увеличивая время процедуры до 10— 15 минут, а у детей во втором полугодии жизни — до 30 минут. Во время процедуры ребенок обязательно должен активно двигаться. Со второго месяца жизни воздушные ванны лучше сочетать с массажем и гимнастикой. Если малыш беспокоится, икает, появились «гусиная кожа» и частые мочеиспускания, вероятно переохлаждение — необходимо прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность.
Уже с первого месяца жизни необходимо приучать ребенка к прогулкам на свежем воздухе.
Пребывание на свежем воздухе улучшает сон и аппетит, является средством профилактики рахита, повышает сопротивляемость дыхательных путей инфекциям.
В летнее время новорожденного впервые выносят на прогулку со второй недели жизни. Время первых прогулок— 15—20 минут; постепенно его доводят до 6—8 часов в день. В холодное время года прогулки начинают с 2—3-недельного возраста при температуре воздуха не ниже -5°С, начиная с 10—15 минут и постепенно, в течение 10—14 дней, увеличивая продолжительность прогулки до 1,5—2 часов 2 раза в день. В возрасте 1 —3 месяцев выносить детей на прогулку можно при температуре воздуха до -10 °С, а старше 6-месячного возраста — до -15 °С. В более холодную погоду прогулки можно проводить на застекленном балконе либо в комнате при открытой балконной двери. Во время прогулки постоянно следите за самочувствием ребенка. Спокойный сон, розовый цвет лица, теплые ручки, ножки и нос свидетельствуют о том, что малыш чувствует себя комфортно, а значит, одет по погоде. Если во время прогулки ребенок беспокоен, лицо бледное, а нос и конечности холодные, -это говорит о переохлаждении. Беспокойный сон, потный лоб и влажная кожа свидетельствуют о том, что ребенку жарко. Закаливать закутанного в несколько слоев одежды, оберегаемого от малейшего дуновения воздуха ребенка — занятие бесперспективное.
В летнее время во время прогулки на свежем воздухе малыши могут принимать свето-воздушные ванны. Прямые солнечные лучи противопоказаны детям первого года жизни, так как маленькие дети очень чувствительны к воздействию ультрафиолета. Лучше, если ребенок будет находиться под рассеянными солнечными лучами, в кружевной тени деревьев. Летом грудные дети должны принимать свето-воздушные ванны притемпературе воздуха +22— 24 °С в безветренную погоду. Во время бодрствования через 1 — 1,5 часа после еды ребенка раздевают, оставляя голеньким на несколько минут (для грудных детей следует начинать с 3 минут, для более старших — с 5 минут) и постепенно увеличивая время процедуры до 30 минут. Оптимально проводить ванны в утренние часы: в средней полосе России — с 9 до 12 часов, в жарком климате — с 8 до 10 часов. Во время проведения процедур малыш должен быть активным (играть игрушками, ползать или ходить), а на голове у него обязательно должна быть панамка. Если годовалый малыш хорошо переносит свето-воздушные ванны, со временем его можно подставить под прямые солнечные лучи, начиная с 1 минуты и постепенно увеличивая продолжительность до 5—10 минут. Лучше принимать солнечные ванны в утренние (с 8 до 10 часов) или вечерние часы (после 17 часов). Если во время процедуры малыш беспокоен, возбужден, появились испарина и покраснение лица, необходимо прекратить процедуру, переместиться в тень и напоить ребенка водой.
...И вода
Наиболее сильным и эффективным средством закаливания является вода. Привычные для малыша умывание, гигиеническая ванна, душ могут быть использованы в оздоровительных целях. Водные процедуры могут быть местными (умывание, обтирание, ножные ванны) и общими (гигиеническая ванна, обливание, плавание). Для получения закаливающего эффекта необходимо соблюдать контрастность воздействия, постепенно снижая температуру воды и увеличивая время воздействия. Правильно проводимые водные процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции.
Закаливание умыванием у детей первого года жизни проводят водой +28 °С, умывая лицо и кисти рук. Постепенно температуру воды снижают на 1 °С каждые 2—3 дня, доводя ее до +22—20 °С. С возрастом расширяют площадь воздействия, умывая лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтей.
Как только малыш привыкнет к водным процедурам, переходите к обтиранию. Ослабленным и недоношенным детям в течение 1—2 недель желательно сначала проводить растирания сухой фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи, а затем уже начинать влажные обтирания. Обтирание детей первого года жизни начинают водой температуры 34 — 35 °С, постепенно понижая температуру до 28 °С в течение 2— 3 недель (на 1 °С каждые 3—4 дня). Смоченной в воде варежкой из фланелевой либо махровой ткани обтирают сначала ручки (от кисти до плеча), затем ножки (от ступни до колена) в течение 1 —2 минут. Через 1 —2 недели детям в возрасте 3 месяцев и старше обтирают ручки, затем ножки, постепенно добавляя обтирание груди (круговыми движениями по часовой стрелке, обходя соски), спины (от середины позвоночника к бокам по ходу ребер) и живота (по ходу часовой стрелки — центр в области пупка). Сразу после влажного обтирания каждую часть тела надо обязательно вытирать насухо до легкого покраснения.
Ученые доказали, что подошвы стоп — одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. На коже стоп располагается множество нервных окончаний, рефлекторно связанных со всеми органами и системами нашего организма. На стопе располагаются терморецепторы (нервные окончания, которые реагируют на холод и тепло). Стоит незакаленному малышу промочить ноги, как тут же появляются первые признаки болезни. Поэтому закаливание этих рецепторов имеет особое значение. * Наиболее распространенным для детей на первом году жизни является местное обливание ног.
При этом можно использовать как обливание с постепенным снижением температуры воды, так и применение контрастного обливания ног.
Обливание стоп начинают водой температуры +36—35 °С, снижая температуру воды каждые 3—4 дня на 1 °С и доводя ее до +30 °С для детей первого полугодия жизни и до +28 °С во втором полугодии. Обливание стоп у детей старше года проводят водой +26—24 °С.
При проведении контрастного обливания ног или контрастных ножных ванн необходимо соблюдать правило: обливать или погружать в холодную воду можно только теплые ножки. Сначала ноги обливают теплой водой (+36 °С), затем холодной (+24—20 °С), а в конце — снова теплой (+36 °С).
Контрастные ножные ванны можно проводить в виде игры, перемещая ножки ребенка из тазика с теплой водой в тазик с холодной. При этом температура теплой воды должна быть +36—38 °С, а холодной — в первый раз на 3— 4 °С ниже. Каждые 5 дней температуру в тазике с холодной водой понижают на 1 °С, постепенно доводя до +24—20 °С. За одну процедуру проводят от 3 до 6 погружений. У здоровых детей процедуру следует заканчивать холодной водой, а у ослабленных — теплой.
Летом, если малыш уже начнет топать, не бойтесь дать ему возможность побегать босиком по земле, песку, траве. Вы увидите, сколько радости испытает он от этого!
Сильнодействующие методы водного закаливания (моржевание, баня, сауна), как правило, применяются для детей с 2—3 лет, когда организм малыша уже адаптировался к испытанным ранее более щадящим методам.
К сожалению, закаливание не сможет оградить малыша от всех болезней, но, безусловно, поможет ему более легко и быстро преодолеть любые болезненные состояния, так как организм закаленного ребенка лучше сопротивляется инфекциям и активнее с ними борется.
Перед тем как начать закаливать ребенка, необходимо знать некоторые правила
- Процедуры следует проводить систематически во все времена года без перерывов, так как наиболее значимый и стойкий закаливающий эффект возникает лишь при повторении температурных нагрузок. При прекращении процедур у детей на первом году жизни эффект закаливания исчезает в более короткие сроки, чем у взрослых, — через 5—7 дней. В зависимости от времени года закаливающие процедуры должны заменяться, а не отменяться. Закаливание будет иметь эффект лишь в том случае, если оно станет для ребенка составляющей его естественного образа жизни и будет сочетаться с обычными для него мероприятиями, такими, как умывание, воздушные ванны, гимнастика, прогулка, игра, купание, сон
- Проводя закаливание, необходимо усиливать воздействие постепенно. Переходя от более слабых по воздействию процедур к более сильным (например, от обтирания к обливанию, затем к принятию душа, купанию), необходимо постепенно увеличивать и их продолжительность.
- Важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Чтобы получить оздоровительный эффект от закаливания, каждое температурное воздействие должно соответствовать возможностям организма. Несмотря на более интенсивные обменные процессы в организме, нужно помнить, что маленькие дети в силу незрелости механизмов теплообмена охлаждаются значительно быстрее взрослых. Особенно это касается недоношенных и ослабленных детей.
В период ранней адаптации - сразу после рождения и до 1-го месяца жизни - к закаливающим процедурам относятся лишь воздушные ванны перед каждым пеленанием, свободная хлопчатобумажная одежда с раскрытыми рукавами распашонок для свободного доступа воздуха к коже, ежедневное купание в специальной детской ванночке. А грудничковое плавание как мощную закаливающую процедуру можно начинать лишь с 3 недель жизни, когда ребенок уже прошел первый этап адаптации к новому самостоятельному существованию, но при этом не утратил еще безусловных рефлексов и «не забыл» внутриутробной жизни в среде, близкой к водной.
Перед началом закаливания необходимо обязательно посоветоваться с врачом. Если малыш заболел, продолжать закаливание нельзя до полного выздоровления!
Следует отметить, что физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наоборот, подавления иммунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка низкими температурами, например при обливании ледяной водой. Поэтому большинство врачей, занимающихся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают, что купание в ледяной воде противопоказано детям.
- Необходимо стремиться, чтобы закаливание вызывало у ребенка только положительные эмоции. Не настаивайте на выполнении процедуры, если кроха расстроен, плачет, лучше отложите ее проведение на время или перенесите на следующий день. Если ребенок боится, попробуйте проводить процедуры в форме игры.
- Важно следить за состоянием ребенка во время закаливания. Начинать закаливающие процедуры можно лишь в том случае, если тело, ручки и ножки малыша теплые. Если ребенок охлажден, а значит, его сосуды сужены, выработать положительную реакцию на закаливание не получится - он лишь еще больше охладится. Сеанс закаливания надо тотчас прекратить, если малыш напряжен, скован, дрожит, а тело его бледное или даже посинело. Пользы от этого не будет. В следующий раз используйте более высокую температуру, так как во время закаливания тело малыша должно быть розовым, а сам он - подвижным, активным, полным энергии.
В следующих статьях, мы расскажем Вам, про то, как подобрать имя ребенку и про кормление грудью, детское питание также.
Сайт для женщин Как забеременеть Как похудеть Форум для женщин Витамины